Рекомендации

 

Рекомендации родителям по профориентации

  1. Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. При беседе постарайтесь не навязывать свое мнение, если советуете, то предлагайте несколько вариантов. А самое главное не высмеивайте мечты ребенка, какими бы нереальными они не были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни ребенка. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять вам.
  2. Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.
  3. Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно: постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор, проанализируйте последствия этого решения. Объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.
  4. Если ребенок выбрал для себя какую-либо профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме: его внутренние резервы (способности, знания по предметам), внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты: состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности) и возможность преодоления этих помех, внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире), внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире).
  5. Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.
  6. Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима. Сходите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, изучите имеющиеся у них образовательные направления.
  7. Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.
  8. Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы: престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает невыносимой жизнь.
  9. Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, склонности.
  10.  Помните: самая главная ценность - здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.
  11.  Ваш ребенок должен иметь право на ошибку.
 
 
 
 
 

Информация для поступающих и их родителей

О преимуществах обучения в системе профессионально-технического  образования.

     Вопрос о выборе профессии у многих ребят и их родителей все чаще остается без ответа. Куда поступать? Это очень важно, ведь всем хочется в будущем быть востребованными на рынке труда, значимыми, успешными в жизни, получать достойную зарплату.

  Анализ профессионального самоопределения выпускников учреждений общего среднего образования свидетельствует о недостаточной готовности их к осознанному выбору жизненного пути. Представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Находясь в ситуации выбора, юноши и девушки часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.

     Как не ошибиться? Как найти себя в мире профессий?  На эти вопросы Вы найдете ответы в Справочниках для поступающих в учреждения профессионально-технического образования и в учреждения среднего специального образования Республики Беларусь.

     В обществе бытует мнение о профессиональном образовании как «непрестижном» по сравнению с высшим образованием, и поэтому многие родители настойчиво рассматривают вопрос о продолжении обучения своих детей в школе, а потом в вузе. Однако к вузу можно прийти через профессионально-техническое образование или среднее специальное образование, которое является более доступным, массовым, выгодным и имеет ряд преимуществ перед продолжением обучения в учреждении общего среднего образования.

     Профессионально-техническое и среднее специальное образование обеспечивает практико-ориентированную подготовку рабочих и специалистов, востребованных на современном рынке труда, своего рода «технической элиты» с хорошо развитыми практическими навыками трудовой деятельности.

     Во-первых, граждане Республики Беларусь имеют право на получение бесплатного профессионально-технического образования и на конкурсной основе – среднего специального образования в государственных учреждениях образования республики. Основная информация о порядке приема в учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования, содержится в Правилах приема лиц для получения профессионально-технического образования, в учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального образования, содержится в Правилах приема в средние специальные учебные заведения.

    Обучение в учреждениях профессионально-технического образования осуществляется на основе общего среднего, общего базового и специального образования и обеспечивает получение профессии и общего среднего образования или только профессии, а в учреждениях среднего специального образования – на основе общего среднего, общего базового и профессионально-технического образования.
    Большинство учреждений профессионального образования осуществляют подготовку по нескольким профессиям, что дает выпускнику возможность получить несколько квалификаций и, соответственно, позволяет быть более конкурентоспособным на рынке труда.

  Выпускник, получивший диплом об окончании учреждения профессионально-технического или среднего специального образования, в отличие от выпускника школы с аттестатом об общем среднем образовании, имеет еще и профессию. Если по каким-либо причинам он не смог продолжить обучение в вузе, то в большей степени застрахован от безработицы, так как может пойти работать по профессии и материально обеспечивать себя.

     Во-вторых, выпускникам учреждений профессионально-технического образования, а также выпускникам учреждений среднего специального образования, обучающихся на дневной форме получения образования на бюджетной основе гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения, а также путем трудоустройства в счет брони в соответствии с законодательством о занятости населения.

   В-третьих, возможность непрерывного получения образования. Учащиеся, которые овладели профессией на уровне профессионально-технического образования, могут получить среднее специальное образование по родственной специальности в сокращенные сроки. Прием в профессионально-технические колледжи для получения среднего специального образования в сокращенный срок обучения осуществляется в соответствии с Правилами приема в средние специальные учебные заведения.

   За более короткий промежуток учебы можно разобраться, насколько верно выбрана профессия, и уже осознанно определиться с выбором вуза. Переход по уровням образования от профессионально-технического к среднему специальному дает возможность поступить впоследствии в учреждение высшего образования на 3 курс обучения. Другими словами, учреждение профессионально-технического или среднего специального образования – это удобный «мостик» для перехода из школы в вуз и продолжения избранного профессионального пути.

   В-четвертых, в целях социальной поддержки со стороны государства успевающих обучающихся на дневной форме получения образования и стимулирования освоения содержания образовательных программ профессионально-технического образования со сроком обучения менее 1 года, а также учащимся, курсантам, осваивающим содержание образовательных программ среднего специального образования, назначаются стипендии. Государственная система стипендиального обеспечения включает в себя учебные, социальные и специальные стипендии. Учебные стипендии получают обучающиеся в учреждениях профессионального образования по дневной форме обучения за счет средств бюджета в размере около 60 рублей в месяц.

  Учащиеся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования могут стать обладателями именных стипендий, которые назначаются за высокие результаты в учебе, высокие показатели в общественной работе. Размеры именных стипендий устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Условия и порядок назначения и выплаты именных стипендий определяются Правительством Республики Беларусь.

    Эта относительная финансовая самостоятельность молодых людей выгодно отличает их от сверстников – учащихся учреждений общего среднего образования, что еще раз подчеркивает преимущество выбора именно профессионального пути.

  В-пятых, учащиеся учреждений профессионально-технического образования, обучающиеся более одного года, обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием, а учащиеся из малообеспеченных семей, а также иногородние учащиеся учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, – бесплатным трехразовым горячим питанием в учебные дни.

     В-шестых, обучающиеся в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования на период обучения в соответствии с законодательством могут обеспечиваться местами для проживания в общежитиях при их наличии.

     В-седьмых, материальная помощь на проезд оказывается нуждающимся иногородним учащимся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, среднедушевой доход семей которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала.
Материальная помощь на проезд может быть оказана учащимся в виде частичной компенсации (в размере, не превышающем 50 %) стоимости проезда (проездного документа) к месту проживания семьи (родителей): не более чем за две поездки (туда и обратно) в месяц автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного междугородного сообщения, железнодорожным транспортом общего пользования межрегиональных линий эконом-класса; не более чем за четыре поездки (туда и обратно) в месяц автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), железнодорожным транспортом общего пользования региональных линий эконом-класса.

   В-восьмых, при прохождении производственного обучения (практики) учащиеся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования имеют возможность повысить свое материальное благополучие, получая денежные выплаты за выполненные работы. Денежные средства за произведенную продукцию (работы, услуги) в размере не менее 75 % направляются на материальное поощрение учащихся с учетом их участия в производстве этой продукции.

  Например, средняя денежная выплата, получаемая учащимся учреждения профессионального образования во время производственного обучения (практики) составляет  400–500 бел. рублей, в то время как его сверстник-выпускник школы только думает, куда пойти учиться.
Также учащиеся во время производственного обучения (практики) имеют право на выдачу им спецодежды и обуви, других средств индивидуальной защиты по нормам, установленным для рабочих соответствующих отраслей и профессий.

    В-девятых, во время каникул учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования организуется временная трудовая занятость молодежи по различным видам деятельности, студенческие отряды, что обеспечивает дополнительный заработок учащимся.

     В-десятых, преимуществом учреждений профессионально-технического и среднего специального образования является относительная легкость поступления – конкурс и требования здесь значительно ниже, чем в вузе, а бюджетных мест гораздо больше.

     В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Изменение выбора, освоение новой профессии сделает Вас конкурентоспособным и востребованным работником на рынке труда. Первая профессия, даже если Вы потом передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в любых жизненных ситуациях. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

 

Анкета №1

(для родителей)

«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

Инструкция:Ниже приведен ряд суждений. Проанализируйте своё отношение к ним, это поможет Вам понять свое участие в профориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

1.  Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.______

2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.________

3.  Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь)._______

4.  Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.______

5.  У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.______

6.  Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).______

7. Я думаю, что, кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.______

8.  Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей по дому.______

9.  Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку._____

10. Если в школе будет организован лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.______

11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т. п.).______

12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.______

13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.______

14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет._______

15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение._______

16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности._______

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ «да» — 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16, «нет» — 3, 5, 6, 8, 12, 13, 15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:

12—16 — можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

8 —11 — Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

4—7 — этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;

0—3 — у Вас мало свободного времени или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

  

 

Анкета №2

«Каким я вижу своего ребенка? Себя?»

Вопросы для родителей:

1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка:

а) на следующий год после окончания школы;

б) через 5—7 лет;

в) через 20 лет.

2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее?

3. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.

4. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?

5. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?

6. Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителя, мастера производственного обучения СПЛ, врача; мнение друзей; занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации, сайт СПЛ; решил сам; другое ___________                                                                                                                                          (дописать)

7. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое ________________)

                                                                                                                      (дописать)

8. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности; не обращаю
внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?

9. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен)?

10. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка, аккуратность, настойчивость, лень,
целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.

 

Вопросы для школьника:

1.Кем бы ты хотел быть:

а)   на следующий год после окончания школы;

б)   через 5—7 лет;

в)   через 20 лет?

2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно ее?

3. Каковы твои увлечения?

4. Какие свои качества ты считаешь положительными?

5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными? 

6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендация учителей, мастера производственного обучения СПЛ, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение, сайт СПЛ; решил сам (а); другое (дописать)?

7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое)?

8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?

9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог быучиться лучше; довольны)?

10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.

Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.

 

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОСНОВНЫХ ОШИБОК ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?    

   Очень важно определить, что действительно Вам нужно.

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9-ом  классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.

 

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: оператор машинного доения).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

 

3.Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят Вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки.   Поэтому оглядывайтесь на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей – и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он – рискованный человек), Вам эта профессия может не понравиться (Вы очень осторожный и рассудительный).

4.Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5.Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6.Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой учебный предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим учебным предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более, имейте ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком.

7.Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

8.Незнание / недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем.