Готовимся к итоговым испытаниям

"Прямая линия"

 

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ!

С целью оперативного реагирования на случай возникающих вопросов по организации и проведению итоговой аттестации учащихся по учебным предметам общеобразовательного компонента учебного плана,  экзаменов по учебным предметам профессионального компонента, выпускных квалификационных экзаменов,  организована работа горячей линии:

  • телефон «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» государственного учреждения образования «Клецкий сельскохозяйственный колледж»:
  • 8-(01793) 60480 Хаченков Федор Владимирович,      директор лицея;
  • 8-(01793)   65368  Колбун Людмила Вячеславовна, заместитель директора по учебной работе;
  • 8-(01793) 65376 Карпович Андрей Юрьевич, заместитель директора по учебно-производственной работе;
  • телефон «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» главного управления  по образованию Минского областного исполнительного комитета  

– 8 - (017) 5170122 Мартинкевич Елена Викторовна, начальник отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

свернуть

Как подготовится к сдаче экзаменов

Родительская гостиная

Советы психолога

График проведения консультаций педагогом-психологом для учащихся и родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итоговых испытаний по учебным предметам общеобразовательного компонента учебного плана, экзаменов по учебным предметам профессионального компонента

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 года № 272 «О вопросах деятельности учреждений среднего специального образования»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 23 августа 2022 г. № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 30 декабря 2022 г. № 509 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам

Методические рекомендации по написанию подробного (обучающего, контрольного) изложения по учебному предмету «Русский язык»

Методические рекомендации

по написанию подробного (обучающего, контрольного) изложения по учебному предмету «Русский язык»

 

Изложение – один из традиционных видов работы по развитию связной речи учащихся на основе текста-образца. 
Изложение способствует комплексному обучению учащихся всем видам речевой деятельности: 
-       аудированию (восприятие текста на слух), 
  • чтению (зрительное восприятие, т.е. самостоятельное чтение),
  • говорению (пересказ текста устно или письменно),
  • письму (написание вторичного текста на основе исходного с соблюдением правописных норм).

Изложение способствует формированию метапредметных компетенций: критического мышления, креативности, навыков коммуникации.

Классификация изложений определяется на основе разных признаков:

  • цель проведения (обучающее, контрольное);
  • тип речи исходного текста (повествование, описание, рассуждение);
  • способ передачи содержания (подробные, сжатые, выборочные, с творческим заданием).

Выбирая текст для изложения, учитель должен соотнести изучаемый языковой материал с языковыми средствами текста, обращая внимание и на то, к какому стилю относится текст, какие типы речи преобладают в нем.

Подготовительная работа к написанию изложения любого вида включает комплексный (языковой и понятийно-типологический) анализ текста-образца. В процессе аналитической работы над исходным текстом учащиеся учатся анализировать, синтезировать, выделять элементы текста, акцентировать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Оригинальный текст дает возможность показать учащимся логику построения текста, способы и средства связи предложений в единое целое, функциональные возможности изучаемых единиц в текстах различных типов и стилей речи, выразительные языковые средства. Работа над текстом, предшествующая письменному изложению, приобщает учащихся к лучшим образцам языка, повышает читательскую культуру, воспитывает культуру умственного труда и при правильном подборе материала способствует формированию у учащихся эстетических и нравственных ценностей.

Текст любого типа и стиля речи характеризуется тремя факторами: содержанием, композицией и речевым оформлением. Эти факторы определяют необходимость формирования у учащихся коммуникативных умений:
- умений, связанных с пониманием и передачей содержания (восприятие текста, понимание и определение темы и основной мысли текста, типа, стиля и жанра речи; логика и последовательность изложения материала, взаимообусловленность тем и подтем, передача особенностей авторского изложения);
- логико-композиционные умения (составление плана, определение способа и средств связи предложений и частей в тексте и др.);
- речевые умения (отбор языковых средств в зависимости от стиля и типа речи);
- умение редактировать текст, улучшать написанное.
Языковой анализ текста помогает учащимся определять ключевые (опорные) слова текста, выявлять выразительные языковые средства, используемые автором для раскрытия темы и основной мысли текста, а также способствует развитию языкового чутья обучающихся. 
Понятийно-типологический анализ предполагает рассмотрение текста по трем направлениям (содержание, композиция, речевое оформление) на основе ведущих речеведческих понятий каждого направления.
Комплексный (языковой и понятийно-типологический) анализ текста проводится по следующему плану: 
- определение темы и основной мысли текста, типа речи (выделение в первичном тексте большего объема фрагментов повествования, описания, рассуждения), стиля речи, подтем текста, вида и способов связи предложений, частей в тексте, 
- выявление выразительных языковых средств, используемых автором для раскрытия темы. 
Комплексный анализ текста учит учащихся видеть как внутреннюю, так и внешнюю форму текста, его структуру, в которой отражается специфика типа и стиля речи, а также выделять общие черты у разных текстов одного и того же типа и стиля речи. В процессе проведения комплексного анализа текста происходит усвоение речеведческих понятий на практическом уровне и формирование коммуникативных умений.
Большое значение в обучении изложению имеет работа над планом. Составление его развивает умение выделять главные мысли, формулировать их, определять логику их взаимосвязи, приводить доказательства в виде цитат из текста. 
С помощью изложения осуществляется проверка уровня владения учащимися коммуникативно-речевыми умениями и навыками, умений правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания. 
В приложении 5 к «Методическим рекомендациям по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» регламентируется объём текстов, предназначенных для написания контрольных изложений: в V классе – 80–100 слов, в VІ – 100–120 слов, в VІІ – 120–180 слов, в VІІІ – 180–240 слов, в ІХ классе – 240–340 слов.

В 2022 / 2023 учебном году по окончании обучения на II ступени общего среднего образования учащиеся будут сдавать экзамен в виде изложения. В качестве экзаменационного изложения предлагается подробное письменное изложение. Объём текста для экзаменационного изложения на выпускном экзамене соответствует нормам для ІХ класса.

Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного текста-образца с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленных идейным замыслом автора. Задача подробного изложения – осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое, понять позицию автора, воспроизвести как можно более полно содержание первичного текста с соблюдением норм современного русского литературного языка.

 

Методика работы над написанием подробного изложения

  1. Первое чтение текста для изложения.
  2. Комплексный анализ текста (тема, подтемы, план, ключевые слова, словарная работа, выделение речевых и композиционных средств, обусловленных идейным замыслом автора, – при написании обучающего изложения с помощью учителя; при написании контрольного / экзаменационного изложения –самостоятельно).
  3. Устный пересказ текста (при написании обучающего изложения).
  4. Повторное чтение текста.
  5. Создание первого (чернового) варианта текста.
  6. Третье чтение текста (при необходимости и только при написании подробного изложения).
  7. Самопроверка, самостоятельное совершенствование (корректировка)

изложенного текста.

          Приведем пример проведения обучающего подробного изложения.

  1. Первое чтение текста для изложения

Основная цель первого чтения заключается в том, чтобы дать учащимся целостное представление о содержании текста. Чтение должно быть достаточно громким и выразительным, оно не должно прерываться объяснением отдельных слов и выражений, так как это рассеивает внимание учащихся.

Быстро наступает вечер в глухом лесу.

Темные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели.

Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, опавшей осенней листвой.

Скрылось за деревьями низкое вечернее солнце. Еще не спят, кормятся в лесу птицы. Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел. Он звонко долбит сухое дерево.

Далеко слышен в лесу торопливый стук дятла... Вертятся возле дятла шустрые желтогрудые синички, подбирают жучков и червячков.

Скоро в лесу наступит темная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери (по И. Соколову-Микитову). (86 слов)

  1. Комплексный анализ текста

Для того чтобы учащиеся последовательно и стилистически верно изложили текст, а также грамотно оформили изложение, проводится специальная подготовка, направленная на предупреждение типичных речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Цель работы над данным текстом – помочь учащимся приобрести опыт построения художественных описаний. Предлагаемый для изложения фрагмент текста И. Соколова-Микитова является художественным описанием состояния природы – картины вечера в глухом лесу. Любуясь увиденным, автор создает образную и эмоциональную картину. Содержание и языковые средства текста подчинены основной задаче — описать предметы в глухом осеннем лесу. В первом предложении текста определяется тема (вечер в лесу) и основная мысль (быстро наступает вечер в глухом лесу), в двух последних предложениях (Скоро в лесу наступит темная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери) еще раз подчеркивается основная идея, чем усиливается эмоциональность текста. Текст можно озаглавить «Вечер в глухом лесу» или «Глухой лес вечером». И в первом, и во втором названии отражена основная мысль текста: в глухом лесу быстро наступает вечер.

Для раскрытия темы текста автор использовал пять подтем (смысловых частей). Все подтемы раскрывают содержание первого предложения и связаны с ним параллельной связью, внутри подтем связь между предложениями цепная.

Каждое из описаний предметов (деревьев, запаха леса, солнца, птиц, ночи) построено по законам соответствующего типа речи: указывается предмет и дается его признак. Способы выражения признаков – качественные прилагательные (темные тени, старые сосны, густые ели, свежая смола, низкое солнце, черный дятел, сухое дерево, торопливый стук, шустрые синички, темная, непроглядная ночь).

Последнее предложение текста, его концовка, несет большую нагрузку. Оно содержит оценку увиденного и заключает в себе основную мысль.

Строение текста можно отразить в плане и схеме.

Примерный план текста

Схема построения

1.     Вводная часть

2.     Вечерний лес

3.     Запахи леса

4.     Вечернее солнце

5.     Птицы леса

6.     Наступление ночи

I. Общее впечатление от предмета речи

II. Описание признаков:  а) леса;

 б) запахов леса;

 в) солнца;

 г) птиц

III. Оценка предмета речи

 

Примерное содержание анализа текста:

1) Установление типа и стиля речи на основе выявления авторских задач (с обоснованием).

2) Определение темы и основной мысли текста с помощью вопросов:

а) Какова тема текста? Сформулирована ли она в тексте? Где? Попытайтесь определить тему текста и озаглавить его.

б) Раскрытию какой основной мысли подчинен текст? В каком предложении сформулирована основная мысль? Проведена ли эта мысль через весь текст? Докажите это.

3) Анализ строения текста.

а) Сколько подтем использовал автор для раскрытия темы?

б) Какая часть в тексте является вводной? Есть ли концовка в тексте? Что она означает? Из скольких абзацев состоит текст?

в) Какая связь между частями текста и предложениями в частях?

4) Составление схемы строения текста; составление плана текста (план обязательно нужно соотнести со схемой).

5) Выписывание из каждой части текста выразительных языковых средств (здесь это в основном качественные прилагательные: Какие прилагательные использовал автор? Назовите их и определите значение каждого из них).

6) Объяснение правописания трудных слов (здесь: недвижно, разлапистые, красноголовый, желтогрудые, слышен, непроглядная).

7) Разбор особенностей строения предложений и их пунктуационного оформления (при наличии вариативных знаков препинания или синтаксических синонимов нужно проанализировать возможные варианты синтаксического строения предложения и постановки знаков препинания):

Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели. – сложное предложение можно разбить на два простых.;

в предложениях Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, опавшей осенней листвой. и Скрылось за деревьями низкое вечернее солнце. – неоднородные определения низкое вечернее солнце, опавшей осенней листвой;

Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, опавшей осенней листвой. – односоставное предложение с однородными членами можно заменить на двусоставное: В лесу чувствуются запахи свежей смолы, сосновой хвои, опавшей осенней листвы;

предложения Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел. и Он звонко долбит сухое дерево. – можно объединить в простое предложение с однородными сказуемыми;

Вертятся возле дятла шустрые желтогрудые синички, подбирают жучков и червячков. – осложненное предложение можно разбить на два простых предложения, используя во втором в качестве подлежащего местоимение они;

Далеко слышен в лесу торопливый стук дятла... – простое повествовательное предложение, в конце которого, кроме многоточия, допустимы точка или восклицательный знак (в данном случае учащийся сам может решить, с восклицательной или невосклицательной интонацией он «произносит» предложение при изложении текста).

  1. Устный пересказ текста (при написании обучающего изложения)

При устном пересказе необходимо приучать учащихся опираться на план, использовать опорные слова и средства языковой выразительности, выписанные в процессе анализа текста.

  1. Повторное чтение текста

Повторное чтение текста учителем является обязательным и проводится после завершения комплексного анализа текста и его устного пересказа (при написании обучающего изложения) или через 15-20 минут после первого чтения текста (при написании контрольного изложения). Оно помогает учащимся восстановить в памяти текст во всей его полноте и последовательности, глубже и точнее его воспринять. При повторном чтении не допускается аналитическая работа над текстом.

  1. Создание первого (чернового) варианта текста

Работа учащихся по созданию вторичного текста в черновике.

  1. Третье чтение текста (при необходимости)

Решение о необходимости третьего чтения текста при написании подробного изложения принимается учителем с учётом сложности материала и уровня подготовленности класса. Третье чтение текста проводится не ранее чем после ½ времени, отведённого на написание изложения.

  1. Самопроверка, самостоятельное совершенствование (корректировка) изложенного текста

На этом этапе осуществляется проверка фактических данных, правильности написания имен собственных, орфографическая и пунктуационная правка (поиск и исправление ошибок в словах и при расстановке знаков препинания в предложениях). Работа с текстом предполагает проверку логики изложения, устранение неоправданных повторов, снятие возможных логических противоречий, исправление неточного употребления слов. Итогом работы становится переписывание созданного текста начисто.

Таким образом, создание вторичного текста на основе образца требует следующих умений: умение раскрыть тему и основную мысль текста определенного стиля, вида и жанра; умение последовательно представлять события, не нарушая временных, пространственных, причинно-следственных связей; умение передать логику и композицию исходного текста; умение использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей. Изложение также позволяет проверить умения учащихся грамматически правильно и без искажения передавать чужую речь, понимать своеобразие текста и излагать его содержание с сохранением авторского стиля, определить уровень сформированности правописных умений и навыков учащихся.

Возможности изложения в формировании коммуникативных и правописных умений будут успешно реализованы только при условии систематического использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений, упражнений и отдельных заданий, способствующих формированию навыков связной речи. Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру учащихся, учит критически относиться к информации, развивает воображение. Кроме того, пересказ (устный и письменный) помогает учащимся овладеть общими навыками, необходимыми на всех учебных занятиях, а также в жизни: пересказать содержание текста, книги, сообщения, фильма и т.д. (пересказ в широком смысле). 

 

Рекомендуемая литература:

  1. Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования: тексты для изложений / Сост. Г.В. Галкина [и др.]. – Минск: НИО, 2022.
  2. Русский язык. Обучающие и контрольные изложения. 5–9 классы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения / Л.А. Мурина [и др.]. – Минск: Нар. асвета, 2012.
  3. Русский язык. Изложения с дополнительными заданиями. 8–9 классы / Л.А. Мурина [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2018, 2020.
  4. Баркова, О.И. Русский язык. 5-9 классы. Обучающие изложения: для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / О.И. Баркова. – Минск: Аверсэв, 2021.
  5. Кислова, О.А. Работаем с текстом. Сборник упражнений по русскому языку. 8 класс: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / О.А. Кислова. – Мозырь: Выснова, 2020.
  6. Кислова, О.А. Работаем с текстом. Сборник упражнений по русскому языку. 9 класс: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / О.А. Кислова. – Мозырь: Выснова, 2020.

Шиманович, Т.В. Контрольное изложение в 7 классе / Т.В. Шиманович // Русский язык и литература. – 2020. – №

свернуть

ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ ад 8 жніўня 2022 г. № 234 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб атэстацыі ў парадку экстэрнату»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 сентября 2022 г. № 314 «Об аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»

Информационный уголок в библиотеке "Готовимся к итоговым испытаниям"

 

Уважаемые выпускники!

В библиотеке колледжа созданы условия для подготовки к итоговым испытаниям и централизованному тестированию. Библиотекарем подготовлен информационный уголок «Готовимся к итоговым испытаниям».

Для подготовки к итоговым испытаниям представлена учебная, учебно-методическая, справочная литература  и словари.

Также для вас размещены рекомендации по подготовке и сдаче итоговых испытаний.

Библиотека колледжа приглашает вас остаться после занятий и посвятить несколько часов самоподготовке к итоговым испытаниям в рабочей обстановке. В храме знаний в тишине и в окружении книг информация усваивается быстрее и качественнее.

Период работы информационного уголка:

с 3 апреля 2023 по30 июня 2023

свернуть