Факультативные занятия

Расписание факультативных занятий

Интерактивные приемы работы на факультативных занятиях

Интерактивные приемы работы на факультативных занятиях

 

Учить, развивать, воспитывать - цель, которую ставит перед собой каждый учитель. Педагогическая наука находится в постоянном поиске новых форм и методов, способных повысить эффективность процесса обучения, интерес обучающихся к учебе.

Различают несколько моделей обучения:

1) пассивную, где обучаемый находится в роли "объекта" обучения (слушает, смотрит);

2) активную - обучаемый выступает "субъектом" обучения, выполняет творческие задания, различные виды самостоятельной работы;

3) интерактивную - обучаемый становится субъектом взаимодействия, активно участвует в процессе обучения, исключается доминирование кого-либо из участников или какой-либо идеи.

 

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "преподаватель = учащийся" и "учащийся = учащийся". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Преподаватель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы учащихся.

Использование интерактивной модели обучения означает организацию совместной деятельности, где каждый вносит свой посильный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности, предусматривается совместное решение проблем, моделирование жизненных ситуаций. Организуется индивидуальная, парная, групповая работа, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Что такое интерактивные методы обучения?

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать важную задачу — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построении логической цепочки и принятии взвешенного и аргументированного решения.

 

Задачи интерактивных методов обучения

 

Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Разница метода и приема в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

 

Методы и приемы интерактивного обучения

Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.

Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.

Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации: защитник, оппонент, судья (Нужен ли Ъ знак в русском языке?)

Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта (мероприятие к Неделе русского языка, Словарь фразеологизмов с рисунками) по теме и его защита.

BarCamp, или антиконференция. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

  1. Работа с информацией

 

  1. Остановимся на некоторых приемах по обмену информацией.

Прием «Мозговой штурм» или «Корзина идей» - включает сбор всей информации, известной по данной теме всеми участниками обсуждения, с последующим обсуждением.

 

  1.  

Прием «Мозаика» - включает куски информации в разбросанном виде. Задача собрать полную картину или текст информации. Текст с информацией делится на куски. Каждый участник прочитывает свой кусок, и составляют полный текст, опираясь на прослушанное, логические связи в тексте.

 

  1.  

Приемы «Аквариум» и «Карусель» - работа в группах. Приемы « Аквариум» и «Карусель» когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. В «Карусели»- внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешние - ученики через каждые 30 секунд меняются, в Аквариуме – наоборот. Участникам внутреннего круга предлагают листы с информацией. А участникам внешнего круга вопросы, на которые они должны ответить, обойдя всех участников, владеющих этой информацией.

 

  1.  

«Броуновское движение» предполагает хаотичное движение учащихся по всему кабинету с целью сбора информации по предложенной теме.

 

  1.  

Прогнозирование содержания по названию произведения.

 

1 шаг. Каждый учащийся обдумывает и кратко записывает содержание предполагаемого текста, который носит название «Приключения суффикса».

2 шаг. Учащиеся объединяются в группы по три человека и рассказывают друг другу придуманные ими рассказы.

3 шаг. Учащиеся в группах читают текст сказки «Приключения суффикса» и сопоставляют свои варианты с рассказом писателя.

 

Приём «Реклама».  Преподаватель предлагает прорекламировать языковое понятие  на подготовку 5- 10 мин.  Пример: создайте рекламу морфеме окончание.

 

 

  1. Практико-ориентированные задания

 

Теперь остановимся на некоторых приемах, цель которых соединить теорию с практикой, стимулирующих обмен опытом, активизирующих умственную деятельность и совместную деятельность, взаимодействие, обмен опытом, эмоциями. Вторая группа приемов связана с применением полученных знаний

Прием «Обмен энергией». Прием, заставляющий встать на позицию собеседника. Например, каждый участник пишет краткие аргументы в пользу какого-то мнения (надо писать дети организоваННы или организоваНы т.к …). Затем участники беседы меняются листами и рассказывают что, с их точки зрения, упустил собеседник или не понял. Другие участники могут соглашаться или нет.

 

 

Прием «Незаконченные предложения», «Предложения в шляпе» Учащимся предлагается закончить предложение (В предложении обязательно должно быть… или В слове обязательно должно быть….), затем сложить их в шляпу, вытащить по принципу случайного выбора и обсудить, прав он или не прав написавший.

 

 

Для работы с текстом параграфа можно использовать метод «Шпаргалка», когда учащиеся делятся на 2 группы, каждая группа получает свой объем текста, по которому пишет шпаргалку (схема, тезисы, логико-смысловая модель), затем передает их учащимся второй группы, которым с помощью данной шпаргалки необходимо раскрыть содержание текста.

 

Метод "Лучший ответ на лучший вопрос" позволяет группе не только самостоятельно изучить текст, составить вопросы, ответить на них, но и определить лучших в номинации "Самый точный ответ", "Самый умный вопрос/ответ", "Самый полный ответ".

 

Методы обмена деятельности "Перекрестные группы", "1 х 2 х 4", "Круглый стол" позволяют обсуждать проблемные вопросы

Метод "Цепочки" позволяет развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи. Группа учащихся получает карточки с понятиями или явлениями, из которых собирает последовательную цепочку, а затем объясняет логику её построения.

 

"Ранжирования" развивает аналитическую культуру, т. к. учащимся необходимо не только расположить понятия, явления, причины по значимости в порядке убывания, возрастания, но и объяснить свой выбор, высказав своё мнение участникам.

 

На уроках обобщения метод "Алфавит" позволяет активизировать память и всем участникам во взаимодействии раскрыть смысл изучаемого понятия, процесса.

 

Работать над понятиями поможет метод "Словарь". Учащимся предлагается дать определение терминам, записать их на листе бумаги, указав свою фамилию ("Словарь Иванова"), после анализа всех "словарей" выбирается тот, в котором даны наиболее точные определения.

 

  1. Обсуждение результатов

Третья категория приемов, применяемая при обсуждении результатов, позволяет выявить индивидуальную точку зрения каждого участника, обменяться результатами деятельности, понять друг друга.

Прием «Шкала мнений». Поставьте галочку под утверждением, с которым вы согласны и обоснуйте свою точку зрения. Или поставьте точку ближе к той позиции, с которой вы согласны на шкале А-Б-С

Прием: «Дерево решений»

Рисуется дерево. Каждый лист дерева – решение одного из участников беседы

Прием: «Пирамида»

Сначала решение принимается при обсуждении двух участников беседы, затем четырех, и т.д с нарастающим количеством участников беседы.

 

 

Прием «Займи позицию»

На магнитной доске размещаются два слова: «Да» и «Нет». Скажи «да или нет» и обоснуй свою позицию по предложенной теме. Например: В слове старушка суффикс ушк. Причастие-это часть речи.

 

Прием «Будка гласности»

Каждый участник беседы за одну минуту должен сказать что-нибудь по предложенной теме.

 

Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.  Например, кратко написать самое важное, что касается языкового явления или изученного на занятии.

 

Интерактивный прием «СИНКВЕЙН»

 

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма.  Эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквэйны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

 

Правило написания синквейна:

 

1 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

 

2 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

 

3 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами;

 

4 Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

 

5 Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

 

ПОПС – формула:

П – позиция («Я считаю, что…»)

О – объяснение (или обоснование) («Потому что …»)

П – пример («Я могу это доказать это на примере …»)

С – следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).

 

 

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

 «Общий галдёж».  Приём, применяемый для смены темпа занятия, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

 

«Радуга». Например, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» читается учащимся. Каждый учащийся мысленно представляет цветовую гамму всех предметов, изображенных в стихотворении, и по содержанию текста изображает их цветом, рисуя на листе белой бумаги А-4 в форме дуги снизу вверх. После того, как все предметы получили цветовое изображение, получается радуга.

свернуть

Формы, методы и средства проведения факультативного занятия

Основная задача факультативных занятий в том, чтобы, учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания программного материала, ознакомить с некоторыми общими идеями предмета, раскрыть приложения в практике. Факультативы обеспечивают высокие результаты в обучении и развитии учащихся.

Факультативы строятся так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к своему предмету. Занимательность поможет учащимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нем идеи и методы, логику и приемы творческой деятельности.

Основными формами проведения факультативных занятий являются в настоящее время изложение узловых вопросов данного факультативного курса учителем (лекционным методом), семинары, собеседования (дискуссии), решение задач, рефераты учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), математические сочинения, доклады учащихся и т. д.

Однако преподавателю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или методу изложения. Вместе с тем, необходимо помнить о том, что на факультативных занятиях по математике самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение, следует все же чаще применять решение задач, рефераты, доклады, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы и т. п.

Факультативное занятие предоставляет больше свободы преподавателю, но, вместе с тем, подготовка к нему является очень трудоемким процессом. Достижение целей и решения задач факультативного учения невозможно без самоанализа факультативного занятия.

Проанализировать формы, методы и средства проведения факультативного занятия вам помогут следующие критерии:

•        Оптимальность выбора форм, методов и средств;

•        Умение учащихся работать в рамках предложенных форм и методов;

•        Технологическая преемственность факультативного занятия и урока; •        Рациональность чередования методов обучения;

•        Рациональность использования учебного времени;

•        Соблюдение требований безопасности и охраны труда.   Факультативные занятия играют очень важную роль в процессе обучения.

свернуть

Методическая подготовка преподавателя к реализации содержания факультативных занятий

 Методическая подготовка преподавателя к реализации содержания

факультативных занятий

  1. Цели занятия:

- соответствие программе факультативных занятий;

- преемственность с целями учебного занятия;

- определение учащимися ожидаемого образовательного результата.

  1. Содержание занятия:

- отбор содержания занятия в соответствии с его целями;

- содержательная преемственность с учебными дисциплинами;

- соответствие учебной программе факультативных занятий;

- доступность и посильность изучаемого материала;

- оптимальность объема, который предложен для усвоения.

  1. Преподаватель и его деятельность:

- умение планировать образовательный процесс;

- степень владения учебным материалом повышенного уровня;

- владение педагогической техникой;

- умение общаться с учащимися.

  1. Учащиеся и их деятельность:

- степень овладения содержанием учебной программы;

- степень заинтересованности в данных занятиях;

- познавательная активность, творчество и самостоятельность;

- владение навыками самоконтроля, оценки и рефлексии;

- умение продуктивно взаимодействовать с учащимися группы.

  1. Формы, методы и средства:

- оптимальность выбора форм, методов и средств в соответствии с целями факультативного занятия;

- умение учащихся работать в рамках предложенных преподавателем форм и методов;

- рациональность чередования методов обучения;

- рациональность использования учебного времени;

- дидактическая оснащенность занятия.

  1. Результат занятия:

- оптимальность обратной связи с учащимися;

- возможность каждого учащегося оценить степень достижения запланированных образовательных результатов;

- наличие содержательной рефлексии;

- обучающий эффект занятия.

Условия эффективности организации факультативных занятий:

-наличие комплексного учебно-методического обеспечения, включая возможности современных информационно-коммуникативных технологий;

-создание комфортного психологического микроклимата;

- разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся;

- организация интерактивного общения и взаимообучения;

- высокий уровень самостоятельности учащихся;

-парная и групповая формы работы;

-творческий характер деятельности педагога и учащихся;

-акцент на самоанализ и самооценку со стороны учащихся;

-предпочтение поисковым методам и проблемным ситуациям;

-высокий уровень обобщения и систематизации теоретических знаний;

-формирование опыта работы с новыми источниками информации, практического использования полученных знаний;

-развитие профессиональной мотивации учащихся.

Критерии эффективности факультативных занятий:

-динамика учебных достижений учащихся;

-количество победителей олимпиад, творческих мероприятий и

конкурсов (в том числе профессиональной направленности) различного уровня.

Для анализа факультативных занятий необходимо каждый компонент поставить в соответствие ряду индикаторов (показателей, характеристик), с помощью которых можно судить о том, в какой степени образовательный процесс адекватен программе факультативных занятий, ожиданиям учащихся, в какой степени в нем учтена специфика данной формы обучения учащихся.

Состав этих индикаторов:

цели:

 соответствие программе факультативных занятий;

 преемственность с целями учебного занятия;

 диагностичность постановки;

 реалистичность;

 самоопределение учащихся на свой личный образовательный результат;

содержание факультативных занятий:

 отбор содержания факультативных занятий в соответствии с целями;

 содержательная преемственность с учебными дисциплинами;

 наличие деятельностного содержания образования;

 проблемность и привлекательность учебной информации;

 доступность и посильность изучаемого материала;

 оптимальность объема, который предложен для усвоения;

деятельность преподавателя:

 умение планировать образовательный процесс;

 степень владения учебным материалом повышенного уровня;

 умение структурировать учебный материал;

 владение педагогической техникой;

 культура речи, ее образность, эмоциональность, внешний вид;

 умение общаться с учащимися;

учащиеся и их деятельность:

 степень владения содержанием учебной программы базового уровня;

 степень заинтересованности в данных факультативных занятиях;

 познавательная активность, творчество и самостоятельность;

 владение навыками самоконтроля, оценки и рефлексии;

 умение продуктивно взаимодействовать с учащимися группы;

формы, методы и средства проведения факультативных занятий:

 оптимальность выбора форм, методов и средств в соответствии с целями факультативных занятий;

 рациональность чередования методов обучения;

 рациональность использования учебного времени;

 дидактическая оснащенность занятия;

 соблюдение правил охраны труда;

результат факультативных занятий:

 оптимальность обратной связи с учащимися;

 возможность каждого учащегося оценить степень достижения запланированных образовательных результатов;  обучающий эффект занятия.

свернуть

СТРУКТУРА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Теоретические факультативные занятия имеют следующую структуру:

 обоснование актуальности темы, теоретическая и практическая значимость рассматриваемых вопросов, создание проблемных ситуаций;

 раскрытие проблемы (изложение материала преподавателем, выступления учащихся с рефератами, докладами, демонстрация учебных видеороликов);

 обсуждение предварительных результатов (анализ учащимися обоснованных положений, повторное их доказательство в процессе решения задач, коррекция неправильных представлений);

 обобщение, осмысление существенного, уточнение знаний, систематизация усвоенного.

Основная задача практических факультативных занятий - формирование навыков и умений исследовательского характера в процессе решения практических заданий.

Примерная структура занятия такова:

 постановка задач, обоснование их актуальности и практической значимости (при необходимости проводится инструктаж по технике безопасности);

 решение заданий (задач) и конкретизация результатов работы (объяснение преподавателем способа их решения);

 устный или письменный инструктаж и выполнение заданий (групповое или индивидуальное, с помощью или самостоятельно);

 обсуждение результатов и подведение итогов факультативного занятия (анализ и коррекция допущенных ошибок, дополнения, уточнение и обобщение полученных результатов, поиск более рациональных способов решений, интерпретаций, моделей, защита работ).

Использование педагогом нестандартных форм проведения факультативных занятий (театральная постановка, экскурсия, виртуальное путешествие, викторина, деловая игровая, творческая мастерская, исследование, литературная гостиная, соревнование, занятие-игра и др.) позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и их познавательный интерес. Они дают возможность сформировать у будущих специалистов способность логически мыслить, решать нестандартные задачи, творчески подходить к выполнению заданий.

При подготовке и проведении факультативных занятий следует уделять большее внимание групповой и парной формам работы. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями.

Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы.

Преподаватель наблюдает за работой группы, в случаях затруднений помогает выработать план действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

Также следует применять активные и интерактивные формы и методы работы, различные электронные средства обучения. При их выборе необходимо учитывать содержание учебного материала, уровень развития и подготовленности учащихся.

Игровые приемы (составление пазлов, разгадывание кроссвордов и ребусов, каламбуров и анаграмм; мозговой штурм, кодирование заданий, корзина идей, дерево предсказаний, кубик и др.) активизируют мыслительную деятельность играющих, развивают внимание.

Практические методы (исследования, практические работы, моделирование, решение задач профессиональной направленности; упражнения, требующие простого воспроизведения имеющихся теоретических знаний; на развитие умения из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т.п., выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи; на сравнение, анализ, синтез учебного материала; на творческие способности учащихся) способствуют приобретению практического опыта, необходимого для решения теоретических и практических задач в определенной профессиональной сфере деятельности.

На любом этапе факультативного занятия эффективным будет использование наглядных средств обучения – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, прослушивания фонограмм – т.к. они вносят разнообразие в учебный процесс; дают учащимся возможность наглядно представить ту или иную ситуацию. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать факультативное занятие более интересными, включить в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает учащимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе физминуток – релаксации на факультативных занятиях. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Очень важным методическим аспектом факультативного занятия является наличие содержательной рефлексии. Процесс оценивания учащимся собственной деятельности и своих образовательных результатов имеет очень большое педагогическое значение: во-первых, на занятии обеспечивается обратная связь, благодаря которой учащийся видит свое продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность; во-вторых, повышается учебно-познавательная активность учащегося; в-третьих, учащийся овладевает навыками рефлексии – одной из ключевых компетенций современного специалиста.

свернуть