Доступная среда

Для получения ситуационной помощи при посещении учреждения образования лицу с инвалидностью необходимо предварительно оповестить ответственных сотрудников (дежурных администраторов) колледжа о своем визите. Для оказания ситуационной помощи определены ответственные сотрудники, которые могут ее оказать:

Директор колледжа     ХАЧЕНКОВ ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ

Тел. 1793 60 4 80

 

Заместитель директора

по воспитательной работе      ЖДАНКО ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА

Тел . 1793 63 2 75

 

Заместитель директора

по учебно-производственной работе                                        КАРПОВИЧ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ

Тел. 1793 65 3 76

 

Заместитель директора

по учебной работе                   КОЛБУН ЛЮДМИЛА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Тел. 1793 65 3 68

 

Заведующий отделением         БУЙВИЛО МАКСИМ ДМИТРИЕВИЧ

Тел. 1793 63 0 81

На территории колледжа имеется ровное тротуарное покрытие, отсутствуют перепады высот.  

На ступеньках у входа в колледж и у входа общежития колледжа установлены пандусы с поручнями. У входа в главный учебный корпус установлен тревожный  звонок, имеется электронное табло яркой  окраски. 

На остекленной двери расположены предупредительные знаки в виде двухсторонних  ярко- желтых кругов. 

Обеспечена доступность Интернет-ресурсов.

 

 

Безбарьерная архитектурная среда

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по определению доступности объектов и адаптации услуг, предоставляемых населению, с учетом особых потребностей инвалидов (Протокол заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 21.02.2018 No 2-3)

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Информация с сайта УО РИПО: ripo.by/index.php?id=2628

 

 

Обучающее видео по пониманию инвалидности

https://www.youtube.com/watch?v=CRvzUq_Z13o

5 правил общения с человеком в инвалидной коляске

https://www.youtube.com/watch?v=F0rSHhRo17A

Памятка зрячему (учебный фильм-пособие)

https://www.youtube.com/watch?v=IA_wqQY5f1o

 

 

Алгоритм оказания ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями различных категорий в государственном учреждении образования «Клецкий сельскохозяйственный колледж»

Алгоритм оказания ситуационной помощи

лицам с ограниченными возможностями различных категорий

в государственном учреждении образования

«Клецкий сельскохозяйственный колледж»

 

Для обеспечения доступа инвалидам наравне с другим населением к социально-значимым объектам, необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья. «Ситуационная помощь» — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. Алгоритм оказания ситуационной помощи (помощь оказывается с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания непосредственно с инвалидом и в соответствии с правилами при общении с лицами с двигательными нарушениями):

Любой сотрудник учреждения образования, увидев посетителя с ограничением передвижения, испытывающего трудности при входе в здание: выходит на улицу, уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, помогает подняться по пандусу, открывает входные двери; оказывает помощь при входе в здание; сообщает дежурному администратору о посещении гражданина с ограничением передвижения; при отсутствии администратора узнает о цели посещения, сообщает о посещении человека с двигательными нарушениями, нуждающемуся в оказании ситуационной помощи сотрудниками.

Дежурный администратор: уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, узнает о цели посещения учреждения образования и название структурного подразделения; при расположении кабинета, структурного подразделения на 2 этаже и выше информирует руководителя структурного подразделения о необходимости приема гражданина на 1 этаже здания; помогает снять, одеть  в гардеробе верхнюю одежду, сопровождает до кабинета специалиста, по окончании приема сопровождает до гардероба; оказывает помощь при одевании; оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь, помогает сделать запись в журнале приёма посетителей.

При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:

любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т.д.) – это собственность и элемент личного пространства человека;

не нужно брать эти средства, перемещать их и т.п., не получив на то разрешения со стороны человека с инвалидностью; необходимо всегда спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, и затем четко следовать инструкциям;

если получено разрешение передвигать коляску, необходимо сначала катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Нельзя облокачиваться на нее, подталкивать ногами без разрешения; необходимо всегда убеждаться в доступности мест, куда запланировано посещение, узнавать, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить;

если существуют архитектурные барьеры (лестница или бордюр), следует предупредить о них, чтобы человек имел возможность заранее спланировать свой маршрут;

если возможно, следует расположиться так, чтобы лица общающихся (в том числе человека на коляске) оказались на одном уровне, например, сесть рядом на стул, чтобы человеку на коляске не пришлось запрокидывать голову (это неудобно, и при некоторых видах нарушений невозможно).

При выполнении обычных действий по самообслуживанию, люди с нарушениями функций верхних конечностей, как правило, используют имеющиеся (сохранные) возможности верхних конечностей либо их культей, протезов, а также пользуются специальными техническими средствами, насадками и прочее. При отсутствии рук или значительно выраженном нарушении их функций нередко приспосабливаются выполнять обычные для верхних конечностей функции нижними конечностями, ртом. Важно при взаимодействии с человеком с инвалидностью в таких случаях, не смущаясь, воспринимать эти действия как естественные;

здороваясь, знакомясь с человеком с поражением верхних конечностей приемлемо пожать руку, воспользовавшись его сохранной рукой (правой или левой) либо действующим протезом. Алгоритм оказания ситуационной помощи (помощь оказывается с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания непосредственно с инвалидом и в соответствии с правилами при общении с лицами с нарушением зрения).

 Сотрудник учреждения образования, увидев посетителя в солнцезащитных очках и с белой тростью, испытывающего трудности при входе в здание: выходит на улицу, начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения; открывает дверь;

уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения; оказывает помощь при входе в здание; отделяет гражданина с нарушением зрения от основного потока движения других посетителей учреждения; сообщает администратору о посещении учреждения гражданином с нарушением зрения, нуждающемуся в оказании ситуационной помощи сотрудниками.

Дежурный администратор: начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения;

уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения, цель посещения;

предлагает гражданину с нарушением зрения взять его за руку повыше локтя для того, чтобы во время движения гражданин с нарушением зрения был на полшага позади него;

при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении, в том числе объясняет о наличии в учреждении надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля;

помогает раздеться в гардеробе; сопровождает гражданина с нарушением зрения до места расположения соответствующего кабинета, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения; предоставляет информацию гражданину с нарушением зрения в доступной для него форме (выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля или с использованием иных способов дублирования);

помогает заполнить необходимые документы;

по окончании приема, сопровождает гражданина с нарушением зрения до гардероба, оказывает помощь при одевании;

при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;

сопровождает гражданина с нарушением зрения к выходу;

оказывает помощь при выходе из учреждения образования.

При общении с людьми с нарушениями зрения следует помнить:

о необходимости обозначить факт обращения к незрячему человеку, например, просто дотронувшись до его плеча и (или) назвав его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь;

подойдя к незрячему человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих (при необходимости, уточнить не только имена, но и должности, намерения, цели обращения). При желании пожать руку, необходимо сказать об этом. Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно предупредить его об этом;

 при возникновении проблемы в оказании помощи невидящему человеку, стоит спросить его о характере помощи и, не смущаясь, попросить подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи;

если незрячий человек выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, нужно предложить ему взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье и двигаться чуть позади сопровождающего (предпочтительно).

При встрече представиться первым. Представляя человека с нарушением зрения (или зрения и слуха) человеку без указанных нарушений и наоборот, следует сориентировать его в сторону собеседника, назвать себя и других;

предлагая помощь, встать с противоположной стороны от руки с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку;

предлагая незрячему человеку сесть, не нужно усаживать его, а направить руку на спинку стула или подлокотник. Не водить по поверхности его рукой, а дать возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть человека с нарушением зрения к предмету и брать его рукой этот предмет;

 осуществляя помощь, следует направлять человека, не стискивая его руку, идти в обычном темпе, не хватать человека с нарушением зрения и не «тащить» его за собой;

следует описать кратко, где вы находитесь. Предупреждать о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.;

не оставлять человека с нарушением зрения в открытом пространстве, не предупредив. При уходе необходимо привести его к ориентиру (например, к стойке регистрации), где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно;

не следует перемещать мебель, документы и другие объекты, не предупредив об этом, не оставлять двери полуоткрытыми;

при необходимости прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию;

если это важный документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом;

всегда необходимо обращаться непосредственно к незрячему человеку, а не к его зрячему компаньону;

когда происходит общение с группой незрячих людей, не следует забывать каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к ним;

избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами;

при перемещении нужно предупредить собеседника;

при общении вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать;

при спуске или подъеме по ступенькам необходимо перемещать незрячего перпендикулярно к ним, передвигаясь, не делать рывков, резких движений. Для лиц с нарушением слуха ситуационная помощь заключается в помощи сурдопереводчика и (или) специалиста, обученного основам жестовой речи, при общении и сопровождении гражданина по территории и зданию учреждения. Во время пребывания гражданина в медицинской организации сурдопереводчик знакомит с письменной информацией, расположенной в здании, оказывая услуги по сурдопереводу. Учитывая отсутствие сурдопереводчика в учреждении и при условии, что сурдопереводчик не сопровождает лицо с нарушением слуха, сотрудники учреждения предоставляют информацию гражданину с нарушением слуха письменным способом.

Основные потребности лиц с нарушением слуха:

помощь при входе в здание и выходе из здания (при необходимости); помощь при ориентации внутри здания;

помощь при составлении письменных обращений (документов). Алгоритм ситуационной помощи лицам с нарушением слуха (помощь оказывается с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания непосредственно с инвалидом и в соответствии с правилами при общении с лицами с нарушением слуха).

Любой сотрудник учреждения образования, увидев посетителя с нарушением слуха, изъясняющегося с помощью жестового языка и испытывающего трудности при входе в здание: уточняет в доступной для лица с нарушением слуха форме, в какой помощи он нуждается;

сообщает администратору о посещении учреждения гражданином с нарушением слуха, нуждающегося в оказании ситуационной помощи сотрудниками.

Дежурный администратор: уточняет в доступной для лица с нарушением слуха форме, в какой помощи он нуждается и цель посещения; сопровождает гражданина с нарушением слуха до места расположения структурного подразделения, предоставляет необходимую информацию гражданину с нарушением слуха в доступной для него форме; помогает заполнить необходимые документы. При общении с лицами с нарушениями слуха необходимо помнить: существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты: разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…»; необходимости найти место, где влияние посторонних шумов или разговоров других людей минимально; чтобы глухой или слабослышащий собеседник Вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов; расположиться необходимо так, как удобно человеку с нарушением слуха (со стороны средства индивидуального усиления звука, напротив источника света, так как яркое солнце или тень могут быть помехами и т.д.);

 убедиться, что собеседник смотрит на Вас; общаясь, смотреть в глаза собеседника, так легче проводить считывание с губ; для привлечения внимания, необходимо плавно помахать рукой в поле зрения либо слегка коснуться его плеча (не со спины);

вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ был однозначным;

при использовании жестового языка или дактиля обращаться напрямую к собеседнику, а не к переводчику;

если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь. Алгоритм ситуационной помощи лицам с нарушением речи (помощь оказывается с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания непосредственно с инвалидом и в соответствии с правилами при общении с лицами с нарушением речи):

Любой сотрудник учреждения образования при обращении к нему посетителя с нарушением речи:

 уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи; сообщает администратору о посещении учреждения гражданином с нарушением речи нуждающегося в оказании ситуационной помощи; Дежурный администратор: уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи, цель посещения;

 при необходимости помогает заполнить необходимые документы. При общении с лицами с нарушениями речи необходимо помнить: нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить; если у человека проблемы с речью, это необязательно означает, что он имеет нарушения слуха; не следует перебивать и поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль; не стоит пытаться ускорить разговор. Следует заранее отвести на разговор с человеком с затрудненной речью больше времени. Если времени недостаточно, лучше, извинившись, договориться об общении в другой раз; необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка; если не удалось понять собеседника, нужно попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не стоит опасаться отрицательной реакции человека, ведь он знает о своих проблемах с речью; если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.

 Алгоритм ситуационной помощи лицам с когнитивными нарушениями (помощь оказывается с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания непосредственно с инвалидом и в соответствии с правилами при общении с лицами с когнитивными нарушениями);

Любой сотрудник учреждения образования при обращении к нему посетителя с интеллектуальными нарушениями: уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с интеллектуальными нарушениями; сообщает администратору о посещении учреждения образования гражданином с интеллектуальными нарушениями;

Дежурный администратор: уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с интеллектуальными нарушениями, цель посещения; сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до места расположения структурного подразделения и предоставляет информацию в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;

по окончании приема, сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до гардероба;

оказывает помощь при одевании; при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;

помогает заполнить необходимые документы;

сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями к выходу;

сопровождает до гардероба, оказывает помощь при одевании; оказывает помощь при выходе из организации. При общении с лицами, имеющими интеллектуальными нарушениями необходимо помнить: о необходимости смотреть в лицо собеседнику, поддерживая визуальный контакт. Вместе с тем не следует настаивать на поддержании зрительного контакта, если это не комфортно собеседнику; следует проявить терпение, такт, внимательно относиться к собеседнику, обсуждать все необходимые темы, при этом не стараться заведомо принижать его возможности или его достоинство, не говорить как бы свысока, не говорить резко, даже если для этого имеются основания. При разговоре в присутствии человека с умственными нарушениями не допускать упоминания его в третьем лице, а также того, что он не понимает смысл сказанного между иными людьми (даже в случаях, когда при их общении используется сложная лексика, профессиональные термины, длинные фразы, образные выражения и т.д.); если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, следует спокойно спросить его, чем ему помочь; использовать ясный язык, выражаться точно и по делу, не использовать длинных фраз, словесных штампов, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Говоря о задачах или проекте, рассказывать все «по шагам», давать собеседнику возможность осмыслить каждый шаг. Быть готовым повторить несколько раз; следует помнить, что люди с нарушениями умственного развития, сохранившие дееспособность, вправе сами делать осознанный выбор: принимать помощь или нет, давать ли согласие на получение какой-либо услуги, принимать иные решения, а также подписывать необходимые документы; начинать говорить, только убедившись, что собеседник закончил свою мысль, не стесняться переспросить, в случае недопонимания, попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам; в случае нехватки времени, извинившись, договориться об общении в другое время; в разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно, быть терпеливым, дождаться, когда человек сам закончит фразу, не поправлять его и не договаривать за него; говорить в ровном, неторопливом темпе, используя понятные слова, произнося их четко и делая более длинные паузы, интересоваться, все ли понятно, учитывать продолжительное время, требующее для общения с некоторыми категориями людей с инвалидностью.

свернуть

ЮНИСЕФ: формирование навыков ХХI века у детей и учащейся молодёжи

Национальный институт образования совместно с Республиканским институтом профессионального образования и другими партнерами (Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка, Академией последипломного образования, Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) приступили к реализации социально значимого проекта, направленного на решение задач формирования навыков XXI века детей и учащейся молодежи (включая социально-эмоциональные навыки) в рамках общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования Республики Беларусь.

Проект стартовал в октябре 2022 года и реализуется при поддержке Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.

Актуальность проекта обусловлена социально-экономическими и образовательными реалиями XXI века, требующими от молодого поколения высокой адаптивности к изменяющимся условиям, гибкости и критичности мышления, способности решать жизненные и профессиональные задачи нестандартным путем. Во все более автоматизированном и цифровизированном мире возрастает запрос на умения организовывать конструктивное и комфортное взаимодействие, осознавать, выражать и регулировать собственные эмоции, понимать чувства других, находить оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций. Данные обстоятельства обусловили проявление особого внимания со стороны национальных участников проекта и Представительства ЮНИСЕФ в Республике Беларусь к вопросу формирования социально-эмоциональных навыков детей и учащейся молодежи.

Первым шагом реализации проекта является создание двух стратегически значимых для национальной системы образования документов - Концепции и Национального координационного плана действий по формированию у детей и молодежи универсальных компетенций/навыков XXI века (2022-2030). Разработка документов будет осуществляться в соответствии с национальными приоритетами в области развития человеческого капитала, страновыми показателями целей устойчивого развития, современными тенденциями развития образования в странах с передовыми экономиками, международными требованиями к качеству образования. На данном этапе планируется использование результатов работы «Исследование потенциала общего среднего и профессионального образования по обучению детей и подростков навыкам, необходимым для решения сложных задач в XXI веке», проведенной в 2020 году Министерством образования Республики Беларусь совместно с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, а также опыта международных экспертов в области разработки образовательных стратегий и политик.

Второй шаг реализации проекта связан с разработкой системы мониторинга и оценки сформированности социально-эмоциональных навыков

обучающихся (II ступень общего среднего образования, профессионально - техническое и среднее специальное образование). Во взаимодействии с международными экспертами будет подготовлен диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности социально­эмоциональных навыков обучающихся.

Третий шаг предполагает создание научно-методического обеспечения формирования социально-эмоциональных навыков обучающихся, включая обеспечение совершенствования переподготовки и повышения квалификации педагогов. Одним из результатов работы в данном направлении станет учебная программа факультативных занятий для 3(4), 6(7) классов и

методические рекомендации по их проведению.

Решение ряда задач проекта предполагает активное участие в работе не только научных сотрудников и преподавателей, но и широкой общественности, а также обучающихся учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего, среднего специального и профессионально-технического образования.

В рамках реализации проекта планируется проведение нескольких фокус-групп с подростками и молодежью. Основной целью данных мероприятий является их интервьюирование на предмет выявления актуальных потребностей в сфере формирования социально-эмоциональных навыков в подростковом и юношеском возрасте, изучения характера понимания данного феномена обучающимися. Ожидается, что участники фокус-групп, продемонстрировавшие наибольшую заинтересованность и инициативность во время интервьюирования, войдут в состав экспертной рабочей группы по обсуждению проблем формирования универсальных компетенций/навыков XXI века детей и учащейся молодежи (включая социально-эмоциональные навыки), примут активное участие в разработке стратегических, информационных и методических материалов.

Предполагается, что результаты реализации проекта найдут применение в ходе обновления требований к образовательным результатам обучающихся: будут отражены в образовательных стандартах начального, базового, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования нового поколения, учебных программах повышения квалификации педагогов и учебно-методическом обеспечении образовательного процесса.

свернуть

ЮНИСЕФ: Инклюзивное образование - благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребёнка

В октябре 2022 года подписан Договор о сотрудничестве между научно­методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и Детским Фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) по реализации проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка». Проект отвечает приоритетному направлению образовательной политики Республики Беларусь по обеспечению принципа социальной справедливости и стабильности, всесторонней гарантированной защиты и поддержки государством всех детей, в том числе с особыми образовательными потребностями, особенностями психофизического развития и инвалидностью. Ключевая идея проекта заключается в разработке национальной стратегии развития инклюзивного образования и ее реализации. Комплекс запланированных задач охватывает системы дошкольного, общего среднего и специально образования. В результате реализации проекта будут разработаны и внедрены новые образовательные стандарты дошкольного и общего среднего образования (с включением модулей, регламентирующих особенности реализации принципа инклюзии при освоении обучающимися образовательных программ), скорректировано содержание и определены механизмы модификации образования с учетом возможностей, потребностей и способностей обучающихся, в учреждениях образования-участниках проекта будет создана безбарьерная предметно-пространственная среда, обеспечены психологически безопасные и благоприятные условия обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, особенностями психофизического развития и инвалидностью и др. Кроме того, планируется разработка должностных инструкций педагогических работников, типовых штатов учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с учетом принципа инклюзии в образовании, положения о ресурсном центре инклюзивного образования (как структурного подразделения учреждения специального образования) и его штатного расписания. В рамках проекта будет создано научно-методическое обеспечение, направленное на реализацию принципа инклюзии в образовании, в т.ч. дидактические комплексы для обучающихся, методические рекомендации для педагогических работников, информационные материалы для родителей на уровне дошкольного и общего среднего образования. Ожидается, что реализация принципа инклюзии в образовании позволит учесть вариативные образовательные траектории обучающихся, адаптировать содержание образования в соответствии с потребностями (познавательными, коммуникативными и др.), показаниями и противопоказаниями к различным видам нагрузок (сенсорным, двигательным и др.) с целью использования возможностей и раскрытия способностей каждого ребенка. Ключевыми постулатами практических разработок станут уважение к ценностям разнообразия, создание дружественной обучающей среды, воспитание инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

свернуть