Шаг

IFU 22/09/2022 Информационные материалы для мероп «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина», 22.09.2022. Тема:«Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина»

Рекомендации по реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, в 2022/2023 учебном году

Рекомендации по реализации

информационно-образовательного проекта

«Школа Активного Гражданина» в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, в 2022/2023 учебном году

 

В 2022/2023 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования,продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина»для обучающихся 1 курса.

Реализация проекта «ШАГ» в Год исторической памяти имеет особое значение. При подготовке мероприятий в рамках проекта «ШАГ» необходимо не только в доступной форме рассказать обучающимся о развитии различных сфер общественной жизни, которые отражают достижения Республики Беларусь за годы суверенитета, проанализировать знаковые события, происходящие в стране, но и организовать диалог по наиболее актуальным вопросам, в том числе с участием представителей государственных органов и организаций, парламентариев, представителей общественных объединений, деятелей науки, культуры и др.

Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» в 2022/2023 учебном году – рассказать обучающимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. Данные исследования проведены Аналитическим центром ЕсооМ и стали основой проекта «Гордость за Беларусь», реализуемого совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня».

Материалы проекта нашли отражение в учебном издании «Гордость за Беларусь. События. Факты», которое готовится к выпуску в 2022 г.

Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для обучающихся 1 курсабудут проводитьсяв рамках информационного часа каждый четвертый четверг месяца в соответствии с примерной тематикой (Приложение 1).

Методические и информационные материалы для реализации проекта будут ежемесячно размещаться на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» в разделе «Школа Активного Гражданина».

При необходимости учреждение образования может дополнять информационные материалы актуальным для конкретного региона, учреждения образования содержанием, а также включать вопросы по актуальным направлениям совершенствования системы профессионального образования.

 

Приложение 1

 

Примерная тематика мероприятий проекта для обучающихся 1курса

в 2022/2023 учебном году

 

№№пп

Дата проведения

Примерная тематика мероприятий

1.                  

22.09.2022

«Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина» (проект «Поезд памяти», День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, День Независимости Республики Беларусь, трудовое лето – 2022 и др.).

2.                  

27.10.2022

«Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации» (обеспечение права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации).

3.                  

24.11.2022

«Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений)

4.                  

22.12.2022

«Гордость за Беларусь.Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее»(итоги Года исторической памяти).

5.                  

26.01.2023

«Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии).

6.                  

23.02.2023

«Гордость за Беларусь. Энергиядля созидания, энергия для будущего» (обеспечениеэнергобезопасности страны).

7.                  

23.03.2023

«Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого»(развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве).

8.                  

27.04.2023

«Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность» (материальное и духовное историко-культурное наследие, профессиональное и народное искусство, общественные творческие инициативы и др.).

9.                  

25.05.2023

«Гордость за Беларусь. Итоги»

свернуть

Методические рекомендации по организации и проведению в учреждениях профессионального образования информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина»

Рекомендации по реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования в 2021/2022 учебном году

ШАГ 26.05.2022. Тема: «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности)

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в мае 2022 года.
Дата проведения 26.05.2022.
Тема: «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности).


В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования.
Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале http://www.ripo.unibel.by// Главная / Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» / Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» / ШАГ 26 мая 2022 года «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности).
В качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» рекомендуем использовать:
учебное издание: пособие «Гордость за Беларусь» (Часть 2, Глава 3. Сельское хозяйство). Электронная версия данного учебного издания размещена на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания).
Рекомендуем для участия в мероприятиях проекта пригласить членов Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь (председатель Совета молодых ученых – Ермаков Алексей Игоревич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой торгового и рекламного оборудования факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства Белорусского национального технического университета; телефоны для контакта: (+37517) 293-95-05, (+37517) 293-95-04.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».
Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:
«Обеспечение продовольственной безопасности – один из приоритетов государственной социально-экономической политики Беларуси»;
«Качественная продукция, рациональное питание – залог здоровья нации, благополучия в стране».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».
Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
«Обеспечение продовольственной безопасности – один из приоритетов государственной социально-экономической политики Беларуси».
Блок «Обеспечение продовольственной безопасности – один из приоритетов государственной социально-экономической политики Беларуси».
Важнейшие задачи, поставленные Главой государства А.Г. Лукашенко буквально с первых дней президентства и постоянно находящиеся на его контроле, – обеспечение продовольственной безопасности страны и экспорт высококачественной продукции под маркой «Сделано в Беларуси» – дали мощный толчок развитию пищевой промышленности страны.
«Продовольствие – это политика и внутренняя, и внешняя. От состояния дел в агропромышленном комплексе во многом зависят благосостояние и социально-политическая стабильность в стране», – неоднократно подчеркивал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
На совещании по вопросам готовности к проведению весенних полевых работ в 2022 году Президент Республики Беларусь отметил, что на кону сейчас прежде всего продовольственная безопасность страны. «Мы должны обеспечить всем необходимым белорусский народ, который мы, как и всегда, обеспечим отечественными продуктами. Ну и главное – создать стабилизационные фонды. У Беларуси есть для этого абсолютно все: пахотные земли, отечественные удобрения, селекционные семена, сельскохозяйственная техника (не просто в наличии – мы ее производим), современные перерабатывающие заводы – самые лучшие, люди, которые умеют работать», – отметил белорусский лидер.
https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-voprosam-gotovnosti-k-provedeniyu-vesennih-polevyh-rabot
https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-voprosam-gotovnosti-k-provedeniyu-vesennih-polevyh-rabot?openVideo=true
Вопросы для обсуждения:
Назовите крупнейшие отрасли пищевой промышленности Беларуси.
Какова, по вашему мнению, роль пищевой промышленности в обеспечении независимости суверенной Беларуси?
Какие факты свидетельствуют о высоком уровне производства продовольствия для удовлетворения внутреннего рынка?
Беларусь по производству основных видов продовольствия на душу населения занимает лидирующие позиции среди стран СНГ. В каких областях пищевой промышленности Беларусь занимает лидирующие позиции в мире?
Приведите факты, доказывающие, что белорусские продукты пищевой промышленности пользуются спросом в разных странах мира.
Какую информацию можно получить при наличии на продукции специального QR-кода Made in Belarus?
Беларусь поставила перед собой задачу сделать качество и безопасность отечественных продуктов питания национальным брендом. Каких успехов, по вашему мнению, уже удалось достигнуть в решении этой задачи? Проиллюстрируйте ответ фактами.
Назовите известные вам белорусские бренды пищевой промышленности. Продукции каких белорусских компаний отдаете предпочтение вы? Чем она вас привлекает?
В фокусе обсуждения: продовольственная безопасность страны, развитие пищевой промышленности; высококачественная продукция под маркой «Сделано в Беларуси»; экспортно ориентированная экономика; ассортимент мясной, молочной промышленности; динамичное развитие продовольственной отрасли; бренды пищевой промышленности; удовлетворение внутреннего рынка; лидеры молочной и мясной отрасли Беларуси; кондитерская отрасль; мукомольно-крупяная продукция; широкий ассортимент продуктов, конкурентоспособность отечественных пищевых продуктов; связь пищевой промышленности с наукой и современными технологиями.
Блок «Качественная продукция, рациональное питание – залог здоровья нации, благополучия в стране».
В Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года отмечено, что «продовольственная безопасность считается достигнутой при наличии для всех людей постоянной физической, социальной и экономической доступности достаточного количества безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и вкусовые предпочтения, для ведения активного и здорового образа жизни».
https://mshp.gov.by/documents/plant/dccea377014340f4.html
В республике принят закон, который направлен на совершенствование правовых, организационных и экономических основ государственного регулирования в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов и их безопасности для жизни и здоровья человека, – Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека».
Комплексные профилактические меры, включающие соблюдение производителем всех правил и норм, осуществление производственного контроля на всех этапах производства, контроль за качеством продукции, реализуемой в торговой сети, государственный контроль и надзор, профилактические меры на уровне потребителя, позволят обеспечить безопасность продуктов питания и предупредить развитие заболеваний, связанных с питанием.
Качественное, рациональное питание и активный образ жизни – залог здоровья нации. В Беларуси этому уделяется особое внимание. Наша промышленность все больше выпускает экологически чистой, качественной пищевой продукции.
Вопросы для обсуждения:
Основными факторами, влияющими на здоровье, являются экология, образ жизни, режим труда и сна, занятия спортом, режим питания и продукты питания. А как вы думаете, что из названного более всего отражается на общем состоянии организма, на здоровье?
Что, по вашему мнению, означают понятия «качественное питание», «здоровое питание»?
Почему в Беларуси качественному питанию и активному образу жизни уделяется особое внимание?
Как вы считаете, почему в нашей республике уделяется пристальное внимание качеству и безопасности отечественных продуктов питания?
Беларусь поставила перед собой задачу сделать качество и безопасность отечественных продуктов питания национальным брендом, выйти на новый уровень производства – выпуск продуктов оздоровительного действия. Каких успехов, по вашему мнению, уже удалось достигнуть в решении этой задачи? Проиллюстрируйте ответ фактами.
Как вы считаете, какова цель сертификации пищевой продукции?
На что нужно обращать особое внимание при покупке продуктов питания?
Как выбирать продукты, ориентируясь на здоровый образ жизни?
Какая организация в нашей стране обеспечивает государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов?
О пользе правильного питания люди знали испокон веков. И хотя в его основу каждое поколение вкладывало особый смысл, некоторые прописные истины оставались неизменными и актуальными и по сей день. Народные пословицы и поговорки гласят: «Не в меру еда – болезнь и беда», «Излишняя сладость пуще горечи», «Если много съешь, то и мед горьким покажется», «Друга узнаешь в беде, а обжору в еде», «Правильно лечит тот, кто правильно кормит», «Здоровье близко: ищи его в миске». Как вы считаете, какой смысл заложен в данных пословицах и поговорках?
Какие часто допускаемые ошибки в питании вы можете назвать?
Согласны ли вы с высказыванием: рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни. Аргументируйте свой ответ.
Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?». Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Как вы понимаете ответ Сократа?
В фокусе обсуждения: здоровье нации; экологически чистые, качественные продукты; государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов; система достижения качества продуктов; контроль качества сырья и продуктов; продукты оздоровительного действия; правила здорового питания; полноценное питание, качественное, рациональное питание; активный образ жизни, принципы рационального питания.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ».
В ходе реализации ШАГа 3 ведущий подводит итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
Белорусская пищевая промышленность имеет огромный потенциал. Это связано с наличием крупных сырьевых баз и обилием продукции, производимой в стране. Продукты отечественной пищевой промышленности обладают высоким качеством, чем завоевали доверие и любовь не только белорусов, но и жителей других стран.
В рамках данного этапа можно предложить учащимся:
составить ТОП 5 достижений в области производства продуктов питания, которыми могут гордиться белорусы;
принять участие в конкурсе видеороликов о здоровом питании;
подготовить видеоинтервью со специалистами в сфере сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни (диетолог, врач-педиатр, косметолог, фитнес-тренер).
Можно подготовить буклеты и памятки «Правильное питание – залог здоровья»; информацию о полезных продуктах, принципах здорового питания, о рациональном питании; стенгазету (электронную газету) «О вкусной и здоровой пище»; организовать конкурс рецептов блюд для здорового питания; экскурсию на объединения и предприятия по производству продуктов питания и др.).

свернуть

ШАГ 28.04.2022. Тема: «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства).

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в апреле 2022 года.

Дата проведения 28.04.2022.

Тема: «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства).

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования.

Указанные материалы размещены на сайте http://www.ripo.unibel.by// Главная / Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» / ШАГ 28.04. «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства). В качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» рекомендуем использовать:

учебные издания: пособие «Гордость за Беларусь» (Часть 2, Глава 2. Сельское хозяйство), учебное наглядное пособие «Гордость за Беларусь» (Плакат 2). Электронные версии данных учебных изданий размещены на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания);

Сельское хозяйство Беларуси. Путь к урожаю / Достояние Республики

(https://ont.by/news/apk-belarusi-smotrite-novyj-dokumentalnyj-film-iz-cikla-dostoyanie-respubliki-na-ont);

БНБК: что стоит за понятием «биотехнологии»? // Будущее сельского хозяйства (нарезка 0:00 – 01:00; 1:33-1:42; 1:58-2:30; 2:42-2:48) (https://yandex.by/video/preview/?text=фильм%20онт%20БНБК&path=yandex_search&parent-reqid=1648453901795640-16734100840504231303-sas3-0718-025-sas-l7-balancer-8080-BAL-7850&from_type=vast&filmId=553312600313779292);

Презентация по географии (https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-selskoe-hozyaystvo-rb-rastenievodstvo-3982644.html).

Рекомендуем для участия в мероприятиях проекта пригласить членов Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь (председатель Совета молодых ученых – Ермаков Алексей Игоревич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой торгового и рекламного оборудования факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства Белорусского национального технического университета; телефоны для контакта: (+37517) 293-95-05, (+37517) 293-95-04.

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

«Сельское хозяйство Республики Беларусь – важнейшая отрасль экономики страны»;

«За молодежью – будущее сельского хозяйства, будущее страны».

Блок «Сельское хозяйство Республики Беларусь – важнейшая отрасль экономики страны».

На республиканском семинаре-совещании о развитии села Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул, что «сельскохозяйственное производство уже давно вышло за рамки его рассмотрения исключительно как части экономики. Продовольствие – это политика, и внутренняя, и внешняя. Поэтому ставка на развитый аграрный сектор как на один из приоритетов развития страны еще на заре нашей независимости была верной. Теперь уже никто с этим не спорит. От состояния дел в агропромышленном комплексе во многом зависят благосостояние и социально-политическая стабильность в стране»

(https://president.gov.by/ru/events/respublikanskij-seminar-soveschanii-o-razvitii-sela-i-povyshenii-effektivnosti-agrarnoj-otrasli-18477).

Вопросы для обсуждения:

  • Какую роль играет сельское хозяйство в экономике страны?
  • Назовите формы хозяйствования в сельском хозяйстве Республики Беларусь.
  • Как вы думаете, в чем перспективность создания агрохолдингов? Назовите крупнейшие в своем регионе.
  • Какова роль фермерских хозяйств в экономике страны?
  • Как природные условия влияют на специализацию сельского хозяйства в Беларуси?
  • Какие зерновые культуры выращивают в нашей стране?
  • Как вы думаете, почему Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко назвал зерно новым золотом или нефтью?
  • Какие отрасли животноводства развиты в Беларуси и почему?
  • Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в вашей местности? Как вы думаете, почему был сделан выбор в их пользу?
  • Какие показатели свидетельствуют об успешном развитии сельского хозяйства Беларуси?
  • В каких областях сельского хозяйства Беларусь занимает лидирующие места в СНГ, в мире? Приведите факты.
  • Согласны ли вы с тем, что «современное сельское хозяйство – это автоматизированная система»? Аргументируйте свой ответ.
  • Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на республиканском семинаре-совещании «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли» отметил, что «задача ученых – взять «под колпак технологий» все сельхозпредприятия страны». Как вы думаете, почему акцент сделан на необходимость научного подхода в аграрной сфере?
  • Чем уникальна для нашей страны деятельность Белорусской национальной биотехнологической корпорации (БНБК)?
  • Почему посевная компания для Беларуси в этом году важна как никогда?

В фокусе обсуждения: сельское хозяйство как одна из важнейших отраслей экономики Беларуси, развитие сельского хозяйства Беларуси, особенности выращивания зерновых культур, перспективы развития животноводства, автоматизация современного сельского хозяйства, ставка на науку в развитии сельскохозяйственной отрасли, роль агрокомплексов, фермерских хозяйств в развитии экономики страны, усовершенствование сельскохозяйственной техники, фестиваль-ярмарка тружеников села «Дожинки», социальное развитие села, качественно новые условия жизни в сельской местности, героизм сельских тружеников.

Блок «За молодежью – будущее сельского хозяйства, будущее страны».

Президент Республики Беларусь на встрече с активом Гомельской области отметил, что «без деревни, без земли, без сельского хозяйства – не прожить».

В наших силах возродить заброшенные поля, вернуть нашей земле плодородие и силу. Для этого требуются образованные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на этой земле люди. На свете много профессий, но профессия «выращивать хлеб» – самая достойная и благородная, а в последнее время еще и актуальная. Это значит, что мы, будущее нашей планеты, должны осваивать аграрные профессии.

 

Вопросы для обсуждения:

  • Согласны ли вы с выражением «Земля – наше национальное богатство, от того, насколько правильно мы ею распорядимся, зависит наше будущее»? Аргументируйте ответ.
  • Ежегодно в третье воскресенье ноября свой профессиональный праздник отмечают работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. Как вы думаете, с какой целью проводится этот праздник в данное время?
  • Докажите, что сельское хозяйство – современная и перспективная отрасль.
  • Расскажите, что вы знаете о Героях Беларуси: А.И. Дубко, М.А. Карчмите, В.И. Кремко, В.А. Ревяко, внесших большой вклад в развитие сельскохозяйственной отрасти нашей страны.
  • Назовите имена знаменитых тружеников сельского хозяйства своего региона.
  • Что предпринимается государством, чтобы «жизнь в деревне ни в чем не уступала городской»? Приведите примеры.
  • Как вы считаете, что должен знать и уметь, к чему должен быть готов человек, посвятивший себя работе в сельском хозяйстве?
  • Какие вы знаете профессии, связанные с работой в агропромышленном комплексе? Какие профессии востребованы в настоящее время в сельском хозяйстве?
  • Какие учреждения образования готовят специалистов в области сельского хозяйства?
  • Как вы понимаете выражение: «Смысл жизни в том, что останется после нас»?

В фокусе обсуждения: активная гражданская позиция, уважение к людям труда, престиж аграрных профессий, особенности труда в области сельского хозяйства, требования к личностным качествам тружеников аграрного сектора, возможность внести свой вклад в развитие аграрной области, агроклассы.

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ».

В ходе реализации ШАГа 3 ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

– Какие из услышанных сегодня фактов удивили вас? Почему?

– Хотели бы вы связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с одной из отраслей сельского хозяйства? Аргументируйте свой ответ.

Часто мы воспринимаем разнообразие продуктов в магазине как должное. И не всегда задумываемся над тем, что буханка свежего хлеба, пакет молока и свежее мясо – это плод труда десятков людей, всех тех, кто работает в сельском хозяйстве нашей страны.

Сельское хозяйство Беларуси играет важную роль в экономике страны. Эта отрасль с каждым годом расширяется и набирает обороты.

Стране нужны образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться в этой отрасли люди.

В рамках данного этапа можно предложить учащимся принять участие в следующих мероприятиях:

- составление ТОП‑5 достижений сельхозпредприятий (страны или региона) за последние 25 лет (с презентацией их достижений);

- создание видеорепортажа о достижениях знаменитых работников сельского труда своего региона;

- организация интерактивной площадки «АГРОквест» (тематические станции: «Семенной фонд», «Техническая», «Зоологическая» и др.);

- агросубботник (экскурсии на ведущие объединения и предприятия, где можно познакомиться с внедрением в агропромышленный комплекс инноваций, услышать из первых уст о перспективах развития сельского хозяйства, условиях труда и стимулировании молодых специалистов).

свернуть

ШАГ 24.03.2022. Тема: «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды).

Тема: «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды).

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования.

Указанные материалы размещены на сайте http://www.ripo.unibel.by// Главная / Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» / ШАГ 24.03. «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды).

В качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» рекомендуем использовать:

учебные издания: пособие «Гордость за Беларусь» (Часть 2., Глава 1. Природа и экология), учебное наглядное пособие «Гордость за Беларусь» (Плакат 1). Электронная версия данного учебного издания размещена на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания);

видеофильм «Охраняя родное». Нетипичная история Беларуси! Все об экологии и защите природы. Фильм ОНТ (https://www.youtube.com/watch?v=4UMdHUrSEXU);

документальный фильм «Природа Беларуси. Заповедными тропами белорусской земли» (https://www.youtube.com/watch?v=g9iAUYv-m1E);

видеофильм «Плоггинг тур с Volkswagen Belarus» (http://ploggingby.tilda.ws/ploggingtour).

Рекомендуем для участия в мероприятии проекта «ШАГ» пригласить членов Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь (председатель Совета молодых ученых – Ермаков Алексей Игоревич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой торгового и рекламного оборудования факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства Белорусского национального технического университета; телефоны для контакта: 8017-293-95-05, 8017-293-95-04).

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:

«Сохранение благоприятной окружающей среды – приоритет Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь»;

«Земля – наш дом, пусть будет чисто и уютно в нем».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок «Сохранение благоприятной окружающей среды – приоритет Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь».

Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений является высшим приоритетом Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь. Его реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в приветствии участникам и гостям XV республиканского экологического форума отметил, что «для каждого из нас бережное отношение к окружающей среде должно стать образом мышления и нормой жизни, для держав и союзов – приоритетным направлением государственной политики». https://president.gov.by/ru/quotes/category/o-prirode-i-ekologii

На совещании по совершенствованию законодательства об охране и использовании земель Глава государства отметил, – «На Земле должен быть идеальный порядок. Это наш бренд, наше лицо. Кто бы в страну ни приезжал, отмечает нашу гармонию с природой, что мы ее не испохабили, не исковеркали, что человек в нашей стране может и отдыхать, и жить. Чистота – это и воздух, и земельные ресурсы, лес – это здоровье нашего человека…».

https://president.gov.by/ru/quotes/category/o-prirode-i-ekologii

Вопросы для обсуждения:

- Какую роль в жизни человека играет природа?

- Какие, на ваш взгляд, основные факторы влияют на качество жизни человека?

- Как вы считаете, что угрожает биоразнообразию Беларуси?

- Долгое время были популярны лозунги: «Человек – царь природы», «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены и ведут себя соответственно. Какова ваша позиция? Приведите аргументы в ее защиту. Можете ли вы предложить лозунги, актуальные для нашего времени? Если да, то какие?

- Согласны ли вы с утверждением советского эколога Н.Ф. Реймера «Не природе нужна наша защита, это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить»? Аргументируйте свой ответ.

- Как вы думаете, в чем причины современного экологического кризиса?

- В ст.46 Конституции Республики Беларусь закреплено право на благоприятную окружающую среду. Что означает это право? Сформулируйте экологические обязанности граждан Республики Беларусь.

- Какие охранные мероприятия осуществляются в нашей стране?

- Какое значение для охраны животных и растений имеет Красная книга Республики Беларусь? Аргументируйте свой ответ.

- Какие еще меры по защите окружающей среды вы считаете необходимыми?

- Как вы думаете, почему, защищая окружающую среду, человек защищает самого себя?

В фокусе обсуждения: экология и качество жизни, современные экологические проблемы, социально-ответственное поведение в экологической среде, экологические права и обязанности, благоприятная окружающая среда, гармония с природой, ценность жизни, рациональное природопользование, сохранение благоприятной окружающей среды, государственная экологическая политика, ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий и производств, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утилизация и переработка отходов, сохранение биоразнообразия, природоохранная деятельность, расширение сети особо охраняемых территорий.

Блок «Земля – наш дом, пусть будет чисто и уютно в нем».

В Республике Беларусь большое внимание уделяется развитию экологического образования. Ведь именно экологические знания позволяют человеку осознать, к каким катастрофическим явлениям могут привести пагубные привычки в отношении природы и понять, как избежать подобных последствий. Хорошо организованная система экологического образования способствует успешному решению большинства экологических проблем. Высшая цель экологического образования – сформировать так называемое экологическое сознания, которое позволит жить без вреда для окружающей среды.

Беларусь продолжит уделять серьезное внимание охране окружающей среды. Президент Беларуси Александр Лукашенко отмечает, – «Для меня природа – это абсолютный приоритет. Это приоритет приоритетов. Есть природа – есть жизнь. Нет природы – нет жизни. Чем грубее, по-хамски мы относимся к природе, тем хуже живем. Поэтому я уделял и буду уделять серьезнейшее внимание охране окружающей среды».

Вопросы для обсуждения:

- Когда мы судим о делах человека, иногда говорим наСЛЕДил, а иногда – оставил СЛЕД в жизни. Как вы считаете, в каких случаях мы употребляем то или иное слово? А какое наСЛЕДство оставим мы? Всегда ли мы сможем им гордиться?

- Гоголевский герой Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того старого забора навалено на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или забор, чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! Нет ли у вас впечатления, что подобные традиции живучи? Аргументируйте свой ответ. Почему подобное поведение граждан можно считать экологическим правонарушением?

- В чем, по вашему мнению, заключается основная причина возникновения экологических проблем?

- Если кто-то из вас принимал участие в республиканском молодежном инновационном проекте «100 идей для Беларуси» в номинации «Экология (рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов)», поделитесь своими впечатлениями.

- Как вы думаете, какие учебные проекты могут быть полезны для охраны окружающей среды? Расскажите о своих личных достижениях в экологической деятельности (проектной, исследовательской, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях и др.).

- Расскажите о состоянии окружающей среды вашего микрорайона или отдельных объектов (реки, озера, парка, сквера) там, где вы проживаете. Что бы вы могли сделать для улучшения и оздоровления окружающей среды?

- В расписании занятий отсутствуют учебные дисциплины «Экология», «Основы экологии». Как вы считаете, на занятиях каких дисциплин можно получить необходимые экологические знания? В каких учреждениях образования готовят специалистов по экологии?

- Что вы знаете об акции Час Земли? Какова ее цель? Как вы можете поддержать акцию «Час Земли-2022»?

отдельных объектов (реки, озера, парка, сквера) в том месте, где вы проживаете.

Что бы вы могли сделать для улучшения и оздоровления окружающей вас среды?

- Знаете ли вы, кто такие плоггеры? Чем они занимаются? Чем примечателен «очистительный» забег? Что вы знаете об организации и проведении «очистительных» забегов в нашей стране?

В фокусе обсуждения: экологическое образование, формирование экологически ориентированного поведения учащихся, отношение к родной природе, экологическое сознание, формирование экологической культуры, активная жизненная позиция, осознание своих возможностей в решении экологических проблем, использование знаний о природе с целью ее сохранения, участие в природоохранных мероприятиях, проектная, познавательная и природоохранная деятельность.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей на основе глубокого понимания законов природы, учета закономерностей взаимодействия природных сообществ, осознания того, что человек – это всего лишь часть природы. Эколого-нравственная проблема – это не только проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, но и проблема предотвращения стихийного воздействия людей на природу, сознательного и целенаправленного взаимодействия с ней. Такое взаимодействие возможно при наличии в каждом человеке достаточно высокого уровня эколого-нравственных культуры и сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В рамках данного этапа можно предложить учащимся принять участие в следующих мероприятиях:

создании информационного плаката (стенда) с отражением экологических проблем своего региона (города, района, области) и путей их решения; «банка данных» интернет-источников, содержащих информацию об охране окружающей среды и решении экологических проблем в Республике Беларусь; плаката ко Дню Земли (используя для этого бросовый материал);

республиканском конкурсе видеорепортажей «Минута для будущего», направленного на формирование позитивного мировоззрения учащихся и активной гражданской позиции в области экологии; воспитание экологической культуры подрастающего поколения, ответственности за сохранение природного наследия; популяризация экологически дружественного поведения (февраль – октябрь 2022 года);

неделе экологии «Сохранить природу – сохранить жизнь»;

акциях «Час Земли», «Птичий дом», «Неделя леса – 2022», «Сцяжынкамі Бацькаўшчыны»;

29 городские (Минские) туристские соревнования учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (27.05-29.05.2022 Минский район, лесной массив Зеленое);

организации плоггинг-забега в ближайшем парке.

свернуть

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в феврале 2022 года

23.02.2022

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в феврале 2022 года

Дата проведения 24.02.2022.

Тема: «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС).

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования.

Указанные материалы размещены на сайте http://www.ripo.unibel.by// Главная / Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» / ШАГ 24.02.2022 «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС).

В качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» рекомендуем использовать:

учебные издания: пособие «Гордость за Беларусь» (Глава 6. Национальная безопасность), учебное наглядное пособие «Гордость за Беларусь» (Плакаты 8, 9). Электронная версия данных учебных изданий размещена на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания);

видеофильм «Урок мужества» (https://www.mil.by/ru/all_about/doprizyv/100letVSRB/);

видеофильм Белорусская граница. Фильм первый «Пограничные сутки» (https://www.youtube.com/watch?v=50mA7tNaDcY);

видеофильм «О спасателях» (https://mchs.gov.by/multimediynye-materialy-obzh/video/filmy-o-spasatelyakh/);

видеофильм «Один день их жизни спасателей» (https://televid.by/archives/47457/);

виртуальная экскурсия по музею пожарного и аварийно-спасательного дела (https://mchs.gov.by/ministerstvo/napravleniya-deyatelnosti/istoriya-pozharnogo-dela/muzey-mchs/).

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:

«Вооруженные силы Беларуси – гарант национальной безопасности страны»;

«Границы Беларуси под надежной защитой»;

«Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: помощь рядом».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок «Вооруженные силы Беларуси – гарант национальной безопасности страны».

Министр обороны Республики Беларусь, генерал-майор Виктор Геннадьевич Хренин отметил: «Путь становления армии независимой Беларуси не был простым. Четверть века назад молодому государству только предстояло построить Вооруженные Силы, способные быть мощным сдерживающим фактором и отвечать вызовам времени. Беларусь четко определила свою позицию миролюбивой страны, которая не претендует на чужую территорию, но всегда готова защищать свою. Это стало определяющим фактором в строительстве и развитии армии.

Сегодня белорусская армия – это компактные Вооруженные Силы, сформированные по принципу оборонной достаточности, способные самостоятельно обеспечить военную безопасность страны.

Главное свидетельство того, что белорусская армия соответствует современным вызовам, – мир на белорусской земле. Прожив четверть века в независимой, мирной стране, гибко реагируя на события в мире и у наших границ, выступая донором международной и региональной безопасности, мы ясно видим, по какому пути идти».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы считаете, почему в настоящее время в Республике Беларусь уделяется большое внимание вопросам обороноспособности? Почему мирной Беларуси необходимо поддерживать боеспособность армии?
  • Какие факты свидетельствуют об усилении белорусского военно-научного и военно-образовательного комплекса в ходе реформирования армии?
  • В 2018 году на базе Военной академии создана рота информационных технологий для реализации серии IT-проектов. Как вы думаете, почему на срочную службу в эту роту большой конкурс (весной 2020-го составил 11 человек на место)?
  • Что вы знаете о международных армейских играх и соревнованиях? Каковы достижения белорусских военнослужащих в этих соревнованиях? Как вы думаете, о чем говорит тот факт, что в белорусских командах высокое профессиональное мастерство демонстрируют военнослужащие срочной службы?
  • Какими достижениями в укреплении обороноспособности страны могут гордиться белорусы?
  • В Вооруженных Силах Беларуси сформирован отдельный специализированный поисковый батальон. Какую миссию он выполняет? Расскажите, что вы знаете о его деятельности.
  • Какую еще деятельность осуществляет армия в мирное время?
  • Какие факты свидетельствуют о том, что спорту в белорусской армии уделяется огромное внимание? Аргументируйте свой ответ.
  • Как вы считаете, почему военная служба во все времена была делом чести, школой мужества и самоотверженности? Почему служба в рядах Вооруженных Сил – это священный долг и почетная обязанность граждан Республики Беларусь?
  • В каких акциях и мероприятиях военно-патриотической направленности вы принимали участие?

В фокусе обсуждения: Вооруженные Силы Республики Беларусь, национальная безопасность, обороноспособность армии, армия и современные технологии, защита суверенитета и независимости страны, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины, гордость за свою страну, миролюбивая политика, патриотизм, историческая память, поисковая деятельность, память о защитниках Отечества и жертвах войн Вооруженных Сил, армия и большой спорт.

Блок «Границы Беларуси под надежной защитой».

В сентябре 2021 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко в поздравлении руководства, личного состава и ветеранов таможенной службы с 30-летием со дня образования таможенных органов отметил: «За эти годы вы прошли большой путь, шаг за шагом выстраивая надежную систему защиты экономического суверенитета государства».

Сегодня среди задач службы – не только противодействие контрабанде, трансграничной преступности и создание условий для международной торговли, но и экономическая безопасность страны в целом.

Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, генерал-майор Анатолий Петрович Лаппо отметил, что «сегодня Беларусь является островом безопасности на Евразийском континенте. Пограничники препятствуют проникновению преступных группировок в Европу и обратно на Восток. Подходы, реализованные руководством страны в обеспечении пограничной безопасности, дали свои плоды: принципиально жесткое реагирование в отношении всех, кто посягает на государственную границу с преступными помыслами, значительно сократило число правонарушителей. В то же время Беларусь всегда открыта для законопослушных граждан. Для достижения стабильности мира проделана колоссальная работа, и пусть пограничная служба видна простому обывателю только при пересечении границы в пунктах пропуска, менее значимой от этого она не становится. Пограничники вносят значительный вклад в защиту национальных интересов и обеспечение национальной безопасности Беларуси».

https://soyuz.by/tamozhnya-i-tranzit/lukashenko-o-tamozhennikah-vy-vystroili-nadezhnuyu-sistemu-zashchity-ekonomicheskogo-suvereniteta-gosudarstva

Вопросы для обсуждения:

  • О чем свидетельствует тот факт, что Беларусь – одна из немногих стран, граница которой изображена на государственном гербе?
  • Какими качествами должен обладать пограничник сегодня? Аргументируйте свой ответ.
  • Как вы считаете, какие функции выполняют контрольно-пропускные пункты? В чем заключается специфика работы таможенных органов?
  • Бок о бок с пограничниками и таможенниками работают наши четвероногие друзья. Расскажите, что вы знаете об их службе при охране границы, на таможне.
  • В чем особенность кинологической службы на границе? Как вы думаете, какими личностными качествами должен обладать кинолог?
  • Прокомментируйте выражение «Надежная и эффективно функционирующая граница – один из определяющих факторов привлекательности Беларуси как транзитного государства»?

В фокусе обсуждения: гражданская позиция, сохранение памяти о подвигах пограничников, воинские традиции, таможенная служба, качественная и прозрачная логистика, профессионализм, цифровизация транспортных коридоров и автоматизация таможенных операций, логистические центры, развитие инфраструктуры в пунктах пропуска, институт пограничной службы Республики Беларусь.

 

Блок «Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: помощь рядом».

Обращаясь к личному составу органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь генерал-майор внутренней службы В.И. Синявский отметил: «Спасатели – это люди, которые готовы в любую секунду противостоять разрушительным стихийным бедствиям, техногенным катастрофам, наводнениям и пожарам. Рискуя собственной жизнью, используя свой профессионализм и проявляя отвагу, мы ежедневно ликвидируем различные чрезвычайные ситуации, с честью выполняем свой долг. В настоящее время наша миролюбивая страна подвергается постоянному давлению извне со стороны различных деструктивных сил. Важным условием успешной борьбы с этим влиянием является сплоченность общества, в основе которой лежат патриотизм и любовь к своей родине. В этом контексте большая роль в обеспечении национальной безопасности отводится белорусским спасателям. Наш с вами долг – обеспечить безопасные условия жизнедеятельности населения, устойчивое функционирование объектов экономики, оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, сохранить уникальную природу нашей родины».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы считаете, какие ситуации можно считать чрезвычайными?
  • Как вы думаете, почему возникла потребность в создании МЧС?
  • Какие подразделения включает в себя МЧС?
  • Какие основные задачи решает МЧС Беларуси?
  • Как вы считаете, почему в МЧС уделяют огромное внимание подготовке высококвалифицированных кадров, совершенствованию моделей одежды для спасателей, производству пожарной и аварийно-спасательной техники, модернизации и строительству современных пожарных аварийно-спасательных частей?
  • Что, по вашему мнению, главное в работе спасателя?
  • Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать спасатель?
  • Почему сотрудники МЧС Республики Беларусь считают образ иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» своим покровителем, талисманом и оберегом? Аргументируйте свой ответ.
  • Случалось ли вам сталкиваться с работой МЧС? Если да, то расскажите, при каких обстоятельствах?
  • Что вы знаете о работе четвероногих спасателей?
  • Министерство по чрезвычайным ситуациям проводит целенаправленную работу по созданию в Республике Беларусь образовательных центров безопасности. К настоящему времени в республике функционируют девять таких центров. Как вы думаете, какова их основная цель?
  • Сегодня мы имеем немало примеров, когда учащиеся спасают малышей и своих сверстников, неравнодушные соседи или просто прохожие, не раздумывая бросаются на помощь попавшим в беду. Знакомы ли вам такие люди? Если да, то расскажите о них.
  • Если вы принимали участие в республиканских конкурсах «Безопасное детство», «Школа безопасности», «Спасатели глазами детей», республиканских и международных слетах юных спасателей-пожарных, поделитесь своими впечатлениями.

В фокусе обсуждения: эффективная государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, профессионализм спасателей, универсальность профессиональных навыков, умение быстро принимать решение в экстремальных условиях, работа в команде, решительность, выносливость, эмоциональная устойчивость, сила духа, верность профессии, долг, самоотверженность.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

Народное предание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом и проникается ее красотой.

Сегодня охрана рубежей – это по-прежнему нелегкая и опасная миссия. От бдительности и профессионализма воинов зависит спокойствие миллионов людей, экономическая и военная безопасность Республики Беларусь. Поэтому профессия воина, защитника Отечества всегда была, есть и будет почетной.

В рамках данного этапа можно предложить учащимся принять участие в:

республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

акциях по благоустройству мемориалов и памятников воинской славы, надмогильных сооружений на воинских захоронениях;

туристских походах, слетах, соревнованиях, а также «звездных походах», экспедициях по местам воинской славы;

создании интерактивного плаката, посвященного деятельности служб Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в стране (вашем регионе);

организации шефства над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих, ветеранами труда, пожилыми людьми.

свернуть

ШАГ 27.01.2022. Тема: «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в январе 2022 года

Дата проведения 27.01.2022.

Тема: «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования.

Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале http://www.ripo.unibel.by// Главная / Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» / Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» / ШАГ 27.01.2022 «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

В качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» рекомендуем использовать:

учебное издание: пособие «Гордость за Беларусь» (Глава 7. Этноконфессиональная сфера). Электронная версия данного учебного издания размещена на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания / Учебно-методические пособия);

видеоролик «Храм-памятник в честь Всех Святых | Легендарная крипта и Музей памяти»

https://www.youtube.com/watch?v=_EdOMWoUtMo

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:

«Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь»;

«Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, – место духовного единения».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок «Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь».

Конфессиональная политика Республики Беларусь направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира, согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями. Обращаясь к верующим, Глава государства Александр Лукашенко отметил: «Самым главным достоянием и достижением является то, что мы сохранили мир и покой на нашей земле. Мир межконфессиональный и мир межнациональный. Это то, чем гордится любое государство. И, прежде всего, наша Беларусь».

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на встрече с духовенством в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре отметил: «Мы не должны допустить, чтобы в нашей стране, мирной, спокойной, где существуют и мирно уживаются основные, главные конфессии, были порушены наши святыни и наша вера». 

https://www.belta.by/president/view/lukashenko-my-dolzhny-sdelat-vse-chtoby-sohranit-v-belarusi-mezhkonfessionalnyj-mir-447628-2021/

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, на что направлена конфессиональная политика нашего государства?

Какие конфессии в Беларуси являются исторически традиционными? Какую роль они сыграли в истории Беларуси? Аргументируйте свой ответ.

Что предпринимается в нашей стране для поддержания межконфессиональной стабильности?

Что вы знаете о мировых религиях?

В чем уникальность религиозной ситуации в нашей стране?

Как вы думаете, что должно лежать в основе межнациональных отношений?

Как, по-вашему, связаны такие понятия, как «толерантность» и «межнациональные отношения»?

Можно ли сказать, что город Ивье в Гродненской области стал символом белорусской религиозной толерантности? Обоснуйте своё мнение.

Насколько актуальны сегодня, с вашей точки зрения, слова английского писателя Герберта Уэллса «Наша истинная национальность – человек»?

Как вы считаете, какие условия, созданные в нашей стране, способствуют сохранению согласия в белорусском обществе?

-                   Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Политика межнационального и межконфессионального мира – бренд Беларуси»?

В фокусе обсуждения: независимая Беларусь, конфессиональная политика Республики Беларусь; толерантность, гуманные отношения между людьми независимо от их национальности; межнациональные и межконфессиональные отношения; национальное самосознание, миропонимание, мир на земле; веротерпимость и отсутствие конфликтов на религиозной почве; деятельность религиозных организаций; право на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности; диалог между конфессиями на основе уважения к правам человека и религиозной терпимости; конституционные права на свободу совести и вероисповедания; межнациональный мир, межконфессиональный диалог и добрососедство всех религий.

Блок «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, – место духовного единения».

В марте 1996 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписал представленный макет святыни такими словами: «Поддерживая идею строительства Храма-памятника безвинно ушедшим из жизни, думаю, что лучшей памятью для них станет участие государства в строительстве Храма». Свое обещание Глава государства сдержал полностью. И теперь величественное строение Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, не только украшает столицу, но и заслуженно пользуется весомым авторитетом известного в стране и за ее пределами духовного и культурного центра.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем выступлении отметил: «Мы ценим мир и призываем все народы к дружбе и сотрудничеству. И в этой миссии наше государство, белорусский народ, наша церковь всегда были едины. Храм – ровесник нашей независимой, суверенной Беларуси. Он будет всегда символизировать наш суверенитет».

https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf

Вопросы для обсуждения:

Расскажите, что вы знаете о Храме-памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших?

В чем заключается ключевая идея концепции Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших?

Как вы думаете, в чем уникальность крипты храма? Аргументируйте свой ответ.

Что значит для вас понятие историческая память? Зачем она необходима человеку, народу? Аргументируйте свой ответ.

Если кто-нибудь из вас посещал экспозицию «Музей памяти» Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, поделитесь своими впечатлениями.

Расскажите о культовых зданиях религиозных организаций, находящихся в вашем регионе, которые относятся к историческим памятникам.

В фокусе обсуждения: традиции, патриотизм, духовные ценности; историческая и культурная память; сохранение историко-культурного наследия; пример мужества и стойкости предков; милосердие и гуманизм, миролюбие, взаимопонимание; благотворительные инициативы, национальные святыни.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

Толерантность в аспекте межнационального единства, принятия, понимания – понятие сложное, однако весьма актуальное в наше время. Толерантности нужно учиться, потому что только это знание спасет людей от жестокости, от такого состояния, которое разрушительно во всех смыслах. Нужно вовремя попытаться понять другого человека, все то, что ему дорого. Необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Другого пути просто нет. А кроме того, приняв другого, мы становимся богаче сами, намного богаче… Если вдуматься, толерантное отношение к другому – это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста и развития каждого человека на планете Земля.

В рамках данного этапа можно предложить учащимся принять участие:

в разработке цикла музейных образовательных программ «Познаем народы Беларуси и мира – познаем себя», музейных уроков «Культура и быт народов Беларуси», «Традиции и обычаи народов Беларуси» для разных возрастных групп учащихся, направленных на раскрытие многообразия национальных культур, на формирование у подростков и молодежи уважения к традициям, обычаям и культуре различных национальностей;

в создании тематических маршрутов, экскурсионных программ по святыням православной культуры и проведение виртуальных экскурсий по уникальным объектам культовой архитектуры и памятникам историко-культурного наследия Республики Беларусь (согласно Программе сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020-2025 годы);

в организации серии образовательных, культурных, спортивных мероприятий, посвященных традициям разных народов, проживающих в регионе проведения мероприятий: творческая мастерская «Куклы народов Беларуси»; спортивный праздник «Игры разных народов»; квест «Культуры разных народов» (организация выполнения творческих заданий, раскрывающих многообразие и самобытность культур народов Беларуси); Рождественских и Пасхальных ярмарок и тематических выставок работ учащихся; «уроков духовности», круглых столов, семейных гостиных «Очаг тепла и доброты», «Духовное возрождение традиций в белорусской семье», «Христианское понимание семьи и брака».

свернуть

ШАГ 23.12.2021 «Гордость за Беларусь. Быстрее. Выше. Сильнее» (о достижениях в области спорта и туризма)

ШАГ 25.11.2021 «Гордость за Беларусь. Всегда на связи» (о достижениях в области информационно-коммуникационных технологий)

ШАГ 28.10.2021 Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность» (о достижениях здравоохранения, фармацевтики)

ШАГ 23.09.2021 «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)»